Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Выступления Г.П. Воронина [4]
Выступления Н.Г. Томсон [0]
Выступления Ю.Н. Самойлова [1]
Послания ВДК [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Главная »

Дети и ИСО 14 000

Выжить человечество может только в условиях новой нравственности.
В.И. Вернадский

7—8 ноября 2005 г. в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялся семинар, посвященный экологической программе «ИСО 14000 для детей» («The Kids’ ISO 14000 Programme»). Программа разработана в 2000 г. японской неправительственной организацией ArTech (International Art and Technology Cooperation Organization), деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества в области искусства и технологий. Цель программы — пробудить в детях интерес к сохранению планеты Земля и ее богатств для будущих поколений.

Программа нашла поддержку в решениях Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию, состоявшегося в 2002 г. в Йоханнесбурге. В рамках этого саммита было принято решение о проведении в 2005-2015 гг. «Десятилетия обучения в целях устойчивого развития». В октябре 2002 г. ИСО и ArTech подписали Меморандум о взаимопонимании, разрешающий использовать логотип ИСО для демонстрации поддержки этой программы международной организацией по стандартизации. В октябре 2003 г. ИСО и ArTech был подписан новый Меморандум, в соответствии с которым Центральный секретариат обещал оказать активное содействие программе через сеть ИСО — национальные институты по стандартизации 148 стран. Клуб бенчмаркинга «Деловое совершенство» Всероссийской организации качества (ВОК) получил подтверждение от Ростехрегулирования и ИСО, что он является организацией, официально представляющей программу «ИСО 14000 для детей» на территории Российской Федерации. В ближайшее время клуб планирует начать работу с российскими школьниками.

В связи с этим один из руководителей клуба, вице-президент клуба «Деловое совершенство» Ю.Н. Самойлов принял участие в семинаре ЮНЕСКО, где программу «ИСО 14000 для детей» представлял ее автор, генеральный директор ArTech профессор Такая Кавабе. О программе, семинаре и планах распространения программы в России с Ю.Н. Самойловым беседует журналист Ирина Матвеева.

— Скажите, пожалуйста, Юрий Николаевич, давно ли Вы заинтересовались программой «ИСО 14000 для детей»?

— С того момента, как в приложении к журналу «Стандарты и качество» — «ИСО 9000 + ИСО 14000 +» (2004, № 3) прочитал подборку материалов, посвященных этой программе. Раньше я как-то не задумывался о том, что пятая часть населения Земли (20%) — дети и молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. А ведь именно от них зависит, как будут жить народы, населяющие нашу планету, через два-три десятка лет. Поэтому работа, которую начал профессор Кавабе и поддержала ИСО, показалась мне самой важной для нашего настоящего и особенно будущего.

— Знаете, меня удивляет, что эта публикация прошла практически незамеченной. Ведь ученый мир России давно обеспокоен проблемой выживания человечества в XXI веке. Недавно мне в руки попала брошюра с материалами «круглого стола», проходившего в феврале 2000 г. и посвященного книге академика Н.Н. Моисеева «Быть или не быть…человечеству». Замечательный ученый, за несколько дней до смерти написал обращение к участникам этого «круглого стола», где было сказано: «... хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ. Человечество должно научится жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы» [1]. Когда читаешь такие слова, когда вспоминаешь о трудах наших замечательных ученых, таких как В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, о недавних публикациях академика РАЕН Н.Н. Лукьянчикова [2], приходится удивляться, что не из России пришла идея этой программы.

— Тем не менее японцы оказались более оперативными.

— Но будем надеяться, что российские научные заделы помогут обогатить японскую программу, а наши дети станут ее активными ее участниками.

— Да, если взрослые отнесутся к этому со всей серьезностью. Когда мы говорили с профессором Кавабе о перспективах программы в России, он сказал: «Чтобы программа имела успех, надо обратить внимание на несколько аспектов. Главное — понять, что мы с вами делаем важное дело, и отнестись к нему очень серьезно. Поскольку это касается детей, воспитания, надо чтобы серьезность и ответственность происходящего была передана им». Важна поддержка общества — и моральная, и материальная. Когда в Японии начиналась эта программа, ее в первую очередь поддержал муниципалитет Токио, поскольку речь шла об экономии электроэнергии, воды, об экологической обстановке в городе. Главное — ее поддержало бизнес-сообщество, в частности такие крупные компании, как Сейко, Ксерокс, Джал, Сони и ряд других. Мало того, что они стали спонсорами проекта, из среды сотрудников этих компаний были выделены первые инструкторы, которых профессор Кавабе начал обучать. — Что это за инструкторы? — Это так называемые Eco-Kid’s — инструкторы-экологи для детей. Пройдя специальную подготовку, инструкторы-экологи затем обучают школьных учителей.

— На детей какого возраста рассчитана программа?

— Профессор Кавабе заметил, что к выбору возрастных рамок пришли не сразу. Понадобились исследования психологов и педагогов. Было решено начинать обучение детей с десяти лет. Оказывается, в этом возрасте у человека пробуждается чувство ответственности за свою безопасность: он не просто отдергивает руку от горячего, а старается заранее принять меры, чтобы не обжечься, т.е. начинает понимать, что надо что-то делать, чтобы сохранить и защитить себя. В результате программа рассчитана на детей и молодежь от 10 до 19 лет. Кстати, профессор Кавабе заметил, что, по его мнению, старшее поколение уже не в состоянии глубоко усвоить новое экологическое мировоззрение: наши представления об отношениях с природой формировались веками и действуют почти на генном уровне. Их можно и нужно корректировать, но больших успехов на этом пути добиться трудно.

— Итак, десятилетний ребенок начинает думать о своей безопасности, но безопасность человека — это одно, а стандарты ИСО 14000 — другое: в них речь идет уже о безопасности окружающей среды, о защите природы. Как это взаимосвязано?

— Логику проследить не трудно: если все вокруг меня будет устроено наилучшим образом, я буду чувствовать себя в безопасности.

— Почему в основу программы были положены стандарты ИСО 14000?

— Я думаю, здесь сыграли роль два фактора. Во-первых, стандарты представляют собой квинтэссенцию международного опыта в области экологического менеджмента. На их основе можно научить детей использовать на практике (например, при решении задач, связанных с расходом воды или электроэнергии) цикл PDCA, который, как известно, является основополагающим принципом этих стандартов. Кроме того, по свидетельству профессора Кавабе, многие предприятия Японии, где работают родители детей, участвующих в программе, имеют сертифицированные системы по стандарту ИСО 14001, аналогичные сертификаты получили и некоторые муниципалитеты, поэтому дети могут разговаривать с родителями на одном языке. Во-вторых, создатель программы был уверен, что она должна научить детей практическим действиям по охране окружающей среды сначала в масштабах своего дома, потом страны, а затем — и всего мира, следовательно, нужно было эту программу как-то закрепить, придать ей международный статус. Отсюда обращение к ИСО. Сейчас программа «ИСО 14000 для детей» начала распространяться по всему миру. Помимо ИСО, ее поддерживают Экологическая программа ООН, Университет ООН и ЮНЕСКО. Соглашения с ArTech подписали организации Южной Кореи, Бразилии, Франции и других стран. Готовится провести семинар по программе муниципалитет Нью-Йорка. Отмечу еще интересный момент. Один из японских банков финансирует установку сервера, который позволит детям разных стран общаться между собой в режиме он-лайн. Например, японский ребенок обращается к испанскому, испанский к русскому и т.д. Логотип программы - смешной котенок с надписью «Люблю Землю» - становится знаком сопричастности к заботе о Земле для детей всех народов.

— Расскажите, пожалуйста, как действует программа. Я надеюсь, она не похожа на традиционные уроки в школе. Ведь если это будет просто еще один предмет, вряд ли он выделится из череды других. Кстати, у нас в школах кое-где проводятся экологические уроки, но что-то не слышно, чтобы они давали какой-то особый эффект.

— Мне кажется, что успех программы в Японии и других странах объясняется тем, что в нее внесен элемент игры. На семинаре я услышал такое сравнение: школьники, участвующие в «The Kids’ ISO 14000» подобны космическим путешественникам, которых отправили на далекую планету, чтобы передать послание Земли. Они прилетят туда, когда станут взрослыми, и должны научиться жить на этой планете.

— Сравнение замечательное. Если действительно играть с ребятами в такую игру, она может увлечь многих.

— И еще. Программа отнюдь не ограничивается рамками школы. Ребята приносят идеи ИСО 14000 домой, в семью, к папе с мамой, к бабушке и дедушке. Они учатся подсчитывать, сколько электроэнергии потрачено, сколько кубометров воды ушло, сколько мусора выброшено, сколько газа использовано. Авторами программы разработан прекрасный дидактический материал в виде специальных тетрадей с картинками. Вот по этим тетрадям, которые вы видите на моем столе, идет индивидуальная работа с каждым ребенком. Вся информация, собранная мальчиком или девочкой, помещается в таблицы; по ним подводятся итоги наблюдений и замеров за месяц, за год, делаются пояснения, зачем нужны такие замеры и расчеты, а дальше все переводится в глобальные масштабы: объясняется, почему нужно бороться с глобальным потеплением, как выбросы углекислого газа влияют на Землю, почему происходит изменение климата. Так у десятилетнего человека начинает формироваться экологическая культура, сознание отличное от нашего сегодняшнего. В конце тетради есть место, где записи могут делать взрослые. Например, одна мама пишет: «Я привыкла говорить с сыном абстрактно о том, что надо экономить воду и не забывать выключать свет, что не надо покупать лишние продукты и ненужные вещи. С тех пор как мой сын был вовлечен в программу «ИСО 14000 для детей», я могу использовать конкретные цифры: сколько мы сожгли электроэнергии, выбросили мусора и т.д. Я убедила своего мужа тоже следить за этим и не допускать лишних трат. Мы должны сохранить нашу окружающую среду как можно дольше, и я вижу, что это можно делать, экономя энергию». Тетради по программе и другие материалы имеются в распоряжении Российского клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство». Надеюсь, в ближайшее время мы начнем их переводить на русский язык.

— Видимо, не только переводить, но и адаптировать? Ведь наши природные условия другие, и быт другой. Скажем, у нас в большинстве случаев нет в квартирах счетчиков воды и газа.

— Это не препятствие для программы. Ее с успехом адаптировали к условиям одной из африканских стран, где нет даже электросчетчиков. Просто нашли другие измерители и другие объекты. Стали, например, наблюдать за растительным миром.

— Поскольку клубу предстоит продвигать программу «ИСО 14000 для детей» в России, видимо, придется начинать обучение инструкторов-экологов.

— Да, и в связи с этим на нас ложится большая ответственность. По словам профессора Кавабе, с педагогами все обстоит не просто. У японских учителей есть, например, некоторые специфические приемы преподавания, довольно жесткие: делай так и не делай так. А у нас необходим другой подход: ученика надо воодушевить, убедить, что он делает важное дело, что у него все получится, поощрять его. Это не столько преподавание предмета, сколько воспитательная работа, подобная работе классного руководителя. Надо добиться, чтобы тот, кто ее делает, сам был неравнодушен, в противном случае ничего не получится. Важно, чтобы участие детей в программе было добровольным. Обязательно лишь первое знакомство с целями и задачами программы, с формами работы. На это уходит примерно две недели, а далее ? в зависимости от того, насколько получилось увлечь ребят идеей путешествия на прекрасную планету будущего. В Японии, по данным компании ArTech, после вводного курса 80% детей готовы и дальше участвовать в программе. Для того чтобы стимулировать участие и отмечать успехи, существует система выдачи сертификатов по четырем уровням. Последний уровень рассчитан уже на молодых людей, участвующих в серьезных «взрослых» экологических программах.

— Есть ли организации, которые поддерживают Ваше начинание?

— Есть. Естественно, идею программы поддерживает ВОК. Первую спонсорскую помощь мы получили от Рекламно-информационного агентства «Стандарты и качество», которое финансировало мое участие в семинаре ЮНЕСКО, но это капля в море. Ведь потребуются средства, чтобы перевести материалы на русский язык и красиво их издать. Наконец, надо будет пригласить в Россию профессора Кавабе для проведения первых обучающих семинаров. Кроме того, необходимо поддержать учителей, которые будут вести программу. Словом, надо искать спонсоров, и, в первую очередь, ждем поддержки от тех, кто заинтересован в сбережении природных ресурсов России. Рассчитываем и на участие некоторых детских организаций и фондов. До начала программы должен быть подписан контракт с компанией ArTech. Затем будет разработан конкретный план. Предварительно придется провести какие-то информационные семинары. Нужно будет согласовать программу с Министерством образования и науки РФ, обратиться в Департамент образования Москвы. Предстоит направить информационные письма тем структурам, на чью помощь мы рассчитываем.

— Пока это все касается взрослых, а как Вы рассчитываете начать работу с детьми?

— Самое сложное для меня то, что первое занятие я должен провести сам. Это одно из условий получения права на продвижение программы: ее может начинать только человек, прошедший через семинар профессора Кавабе или его сподвижников. И я понимаю, что это очень не простое дело, тем более что я не специалист по работе со школьниками. У меня есть опыт методической работы в военном авиационном училище в качестве летчика-инструктора. Но тут ситуация особая — дети! Нужно будет выбрать школу, а в ней — класс, вероятно 4-й или 5-й, и вместе с классным руководителем провести пилотный урок. Придется консультироваться с каким-нибудь опытным педагогом. Материал тонкий. Главное не навредить с первых шагов...

— … и не погубить поспешностью такое важное дело. Мы далеко не всегда отдаем себе отчет в том, насколько оно важно. Но природа все чаще и чаще напоминает нам об этом, и надо научить детей жить с ней в согласии, используя такой замечательный инструмент, как стандарты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мыслитель планетарного масштаба / Материалы «круглого стола» по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть... человечеству». — М.: МНЭПУ. — 2000.
  2. Н.Н. Лукъянчиков. О новом пути развития современного мира в условиях глобализации. — М.: РЭФИА. — 2004.


Просмотров: 1263 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика


© ООО "РИА «Стандарты и качество»",
© Всероссийская организация качества 2003-20011
Конструктор сайтов - uCoz