Ежемесячный научно-технический и экономический журнал для руководителей предприятий, научно-исследовательских институтов и вузов, специалистов служб стандартизации и качества. Удостоен трех знаков отличия «Золотой фонд прессы». Издается с 1927 г. Первоначально назывался «Вестник стандартизации». Нынешнее название носит с 1966 г.
Темы публикаций:
вопросы технического регулирования;
теоретические и практические проблемы стандартизации, сертификации, декларирования;
информация о деятельности международных, региональных и национальных организаций по стандартизации;
актуальные проблемы менеджмента качества и экологического менеджмента;
конкурентоспособность;
надежность и безопасность;
бенчмаркинг;
опыт работы передовых предприятий страны, успешно действующих на российских и зарубежных рынках;
учебные материалы по управлению качеством;
региональные, всероссийские и зарубежные конкурсы и премии в области качества;
деятельность Всероссийской организации качества, Европейской организации качества, директивы Евросоюза.
В эти декабрьские дни представил себе, как вы, уважаемые читатели, в предновогодней суете отправляете открытки, эсэмэски, письма с поздравлениями и пожеланиями родным и близким. Все мы хотим в новом году более счастливой жизни, строим планы на будущее, мечтаем, что все наши надежды сбудутся.
Вячеслав Иванович ЧЕРНОИВАНОВ — видный ученый в области технической эксплуатации сельхозтехники, доктор технических наук, в прошлом министр сельского хозяйства СССР, директор Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ), академик Россельхозакадемии, в настоящее время — академик РАН. Проблемы качества сельскохозяйственной техники и продукции всегда были предметом его особого внимания. Поэтому неудивительно, что именно с В.И. ЧЕРНОИВАНОВЫМ встретился и беседовал об актуальных проблемах агропромышленного комплекса (АПК) главный редактор журнала «Стандарты и качество» Г.П. ВОРОНИН.
Лауреаты 2013 г., награжденные почетной медалью им. И.А. Ильина
Всемирный день качества
Владимир САЛАМАТОВ. Итоги первого заседания Общественного совета при Россаккредитации
Об итогах первого заседания Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации рассказывает его председатель, директор ОАО «Центр международной торговли» (Москва) Владимир Юрьевич САЛАМАТОВ
Виктор ГОРЧАКОВ. Аккредитация как инструмент реализации внешнеторговой политики РФ в контексте членства в ВТО
Формирование в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации продиктовано необходимостью гармонизации законодательств государств-членов ТС в сфере аккредитации органов по оценке (подтверждению) соответствия с учетом международных стандартов и документов стран АТР.
Алексей КОРОВАЙЦЕВ, Михаил ЛОМАКИН, Александр ДОКУКИН. Нормативно-правовое регулирование распространения стандартов на платной основе. Современное состояние
Вопрос о формах и методах предоставления текстов стандартов, развитии системы информационного обеспечения стандартизации обсуждается на протяжении длительного времени. Комплексное изучение этой проблемы требует анализа существующей нормативно-правовой базы, регулирующей распространение информации о стандартах в настоящее время.
Сергей СОКОЛОВ. О некоторых аспектах формирования программы разработки национальных стандартов
Продолжаем анализ основополагающих стандартов, входящих в комплекс «Стандартизация в Российской Федерации». В предыдущей статье на эту тему рассматривался ГОСТ Р 1.12—2004. Следующим по порядку идет ГОСТ Р 1.13—2004. Однако рассмотрение его содержания бесполезно без анализа практических результатов применения данного стандарта, чему уже была посвящена статья, опубликованная несколько лет назад. На первый взгляд, ситуация с уведомлениями на сайте Росстандарта только ухудшилась. Причем не помогло внесение изменения № 1 в ГОСТ Р 1.13—2004, о котором говорилось в другой статье на ту же тему.
Григорий ЭЛЬКИН. Навигатор в мире стандартизации: к итогам 36-й Генеральной ассамблеи ИСО
Уходящий в историю 2013 г. отмечен активной деятельностью в области стандартизации. Беспрецедентным по масштабу стало обсуждение на всех уровнях разрабатываемого Минпромторгом России и Росстандартом законопроекта «О стандартизации в Российской Федерации». Даже самые активные противники этого правового акта были вынуждены признать активную роль стандартизации в функционировании экономики и общественных институтов страны.
Светлана СУРКОВА. Доверие ИСО оправдали
15 октября 2013 г. в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте) состоялось торжественное заседание, посвященное Всемирному дню стандартов, проводимому в 2013 г. под девизом «Стандарты обеспечивают прогресс».
Ольга ТЮШЕВСКАЯ. Продовольственная безопасность: смена ориентиров
В последнее время все чаще приходится слышать, что у России нет аграрной политики. Такое мнение в корне ошибочно. В нашей стране приняты и реализуются Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», доктрина продовольственной безопасности и государственная программа развития АПК. Насколько эффективно они работают и отвечают ли требованиям времени? Как сегодня, в условиях членства России в ВТО, обеспечить продовольственную безопасность и развитие аграрной промышленности? На эти и другие вопросы отвечали участники «круглого стола», прошедшего в рамках VIII Национального конгресса «Модернизация промышленности России: приоритеты развития».
Качество в глобальном масштабе
Исследование всемирного состояния качества Американского общества качества (ASQ) и Американского центра производительности и качества (APQC). Организатором от России выступила Всероссийская организация качества.
Создание инновационной экономики провозглашено руководством России как стратегически важная, глобальная задача. Несомненно, что построение такой экономики в условиях рыночных отношений возможно лишь при условии объединения усилий бизнеса и государства. При этом требуются четкие, измеряемые критерии оценки результатов их деятельности.
В целях расширения сферы стандартизации в 90-х гг. М.Б. Плущевским была предложена теория о нормативном обеспечении качества жизни человека — стандартософия, которая поднимает стандартизацию на уровень теории и науки. Практика применения стандартософии делает результаты общесистемными, логически совместимыми и значимыми в перспективе непрерывного совершенствования социумов.
Журнал «МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»
Ежемесячный научно-технический журнал о теории, практике и методах управления качеством. Для руководителей и менеджеров всех уровней управления, специалистов в области контроля и обеспечения качества, инженеров по надежности и безопасности техники, преподавателей и студентов.
Темы публикаций:
опыт освоения в России и за рубежом современных моделей управления;
вопросы разработки и внедрения систем менеджмента качества, экологического менеджмента и т.д., а также интегрированных систем менеджмента;
создание средств и систем информационных технологий;
Около 10 лет тому назад, когда в России и в мире активно осваивалась обновленная в 2000 г. версия стандартов ISO серии 9000, слово «качество» из-за частого употребления настолько приелось, что один из специалистов предложил на страницах журнала обсуж дать качество без использования этого термина. Такой подход сразу выводил дискуссии в конкретную плоскость, фокусируя внимание на потребительских свойствах продукции, показателях процессов и т. д.
Не так давно один из генеральных директоров российской компании сетовал: «Вот уже полтора года занимаюсь внедрением бережливого производства, но ничего не получается». На вопрос, какая стратегия развертывания программы «Бережливое производство» была выбрана, он ответил: «Мы провели обучение основам бережливого производства части менеджеров среднего звена, запустили ряд проектов повышения эффективности. Чтобы не отвлекать начальников цехов от основной деятельности, было решено, что бережливым производством будут заниматься их заместители, в дополнение к основным обязанностям. Для устранения потерь из-за бюрократии не стали стандартизовать организационные процессы бережливого производства. Обсудили на совещании проект и вперед, в работу…» Что было сделано не так? Автор делает попытки разобраться.
В первых двух частях статьи («Целевое формирование сети процессов», «ММК» № 10, 2013 г. и «Процессно-ориентированный учет затрат», «ММК» № 11, 2013) изложены методика целевого формирования сети процессов СМК организации, ориентированной на получение прибыли, и методика процессно-ориентированного управления затратами. В третьей части рассматриваются методы выбора и повышения эффективности процессов.
Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) — один из инструментов стратегического управления, применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей.
Рубрика «МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ» представляет собой так называемые уроки на одном листе, где в сжатом виде изложены цель, суть, план действий, результат, область применения, достоинства и недостатки того или иного метода.
Эффективным инструментом управления деятельностью является система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям стандарта ISO 9001:2008, которая позволяет оптимизировать все процессы организации, прямо или косвенно влияющие на качество оказываемых услуг. Следовательно, выполняя один из принципов менеджмента качества «Ориентация на потребителя», руководство медицинской организации должно гарантировать, что запросы и ожидания пациентов устанавливаются с целью достижения их удовлетворенности. Судить о степени удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг можно на основе результатов анкетирования пациентов.
К проблеме корректирующих действий (КД) привлечено в последнее время значительное внимание. Несмотря на то что практически при каждом сертификационном и инспекционном аудите несоответствия по п. 8.2.2 (в части КД) и п. 8.5.2 ГОСТ ISO 9001–2011 по-прежнему выявляются, постепенно формируется понимание того, что единственным способом сократить число несоответствий или избавиться от них является устранение причин, вызвавших эти несоответствия.
В седьмом номере журнала «Методы менеджмента качества» была опубликована довольно интересная статья А.И. Камышева: «Повышение роли службы качества в обеспечении результативности, эффективности и успеха организации» [1]. Сразу заметим, что непосредственно к службе качества в данной статье относится только раздел «Повышение роли службы качества», который посвящен сравнению работы внешних и внутренних аудиторов. Теперь о самой статье. В целом ее основные положения не вызывают возражений, но хотелось обратить внимание на некоторые неточности.
Как обычно, последний в году выпуск рубрики «Вести из Интернета» содержит все адреса, опубликованные в течение года в тематических разделах новостей, сгруппированные по темам. Как и раньше, цифры в скобках указывают номер журнала, в котором был опубликован исходный материал. Я не включил в этот перечень повторные ссылки (т. е. ссылки на те же сайты, но с другими материалами) и ссылки на книги (в том числе книги из выпуска «У книжной полки Ю.П. Адлера»).
В этом шуточном тесте мы объединили принципы концепции «Бережливое производство» с новогодними блюдами и традициями разных стран. Редакция «ММК» поздравляет читателей с наступающим Новым годом и желает, чтобы он был таким же легким и веселым, как это задание.
Журнал «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ»
Ежемесячный научно-практический журнал для менеджеров организаций всех форм собственности, экспертов органов по сертификации, специалистов испытательных и аналитических лабораторий, отделов качества, стандартизации и технического контроля промышленных предприятий. Публикации журнала направлены на:
содействие продвижению продукции добросовестных производителей на рынки России и зарубежных стран;
информационную поддержку корпоративной экономики;
повышение имиджа производителей качественной продукции в стране и за рубежом.
Поставщик заинтересован в том, чтобы точно знать, соответствует ли продукция требованиям, установленным стандартами и регламентами. Для этого сопоставляют значения контролируемых показателей: норматива, измеренного и истинного значений — величин, каждая из которых может быть больше или меньше любой из двух остальных, либо обоих вместе. При этом недопустимы скоропалительные выводы о безопасности и качестве того, что защищено сертификатами, декларациями, грамотами или медалями. Потому что истинные значения интересующих потребителя продукции показателей узнать в принципе невозможно, а измеренные могут гарантировать соответствие только с риском ошибки.
Третьякова А.М. Оценка соответствия медицинских изделий: back in the USSR?
Пухова Н.М., Шубина Е.А., Елаков А.Л. Контроль качества антирабических вакцин
Трибуна Росаккредитации
Атанов А.Н., Болдина О.В. Шаг вперед в области обеспечения единства измерений?
Аналитика без «косметики». Материал по итогам Второго съезда аналитиков России
Данилевич С.Б. О показателях качества допускового контроля
Александровская Л.Н. О пользе дискуссии
МГС: разбор полетов. Материал по итогам октябрьского заседания МГС в г. Екатеринбурге
Журнал «МИР ИЗМЕРЕНИЙ»
Концепция «Би-ту-Би» (business-to-business) – главная идеологическая платформа журнала! Для нас весь мир разделен на две большие части: на бизнес, который производит измерительную технику, и бизнес, который её потребляет. Поэтому первостепенной задачей журнала является создание эффективных информационных связей между ними.
Темы публикаций:
статьи по актуальным вопросам разработки и применения измерительной техники;
обзоры и анализ рынка измерительного оборудования;
информация о новинках измерительной техники;
материалы об измерениях в экономике, финансах, социологии, спорте, культуре;
Рассказывается о специфике обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии и деятельности метрологической службы Госкорпорации «Росатом» на современном этапе после выхода Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 1488, вступающего в силу с 1 декабря 2013 г. Перечислены основные метрологические требования к выполнению измерений, соблюдение которых обеспечивает принятие на основании результатов измерений надёжных, точных и обоснованных решений.
В.Б. Горшков, Г.Е. Новиков. Система измерений в государственном учёте и контроле ядерных материалов
Перечислены специфические отраслевые требования к элементам системы измерений для целей учёта и контроля ядерных материалов, таким как средства измерений и методы (методики) измерений. Основное внимание в статье уделяется методике оценки погрешности пробоотбора и безвозвратных потерь.
Л.А. Карпюк. Перспектива развития межлабораторных сличительных испытаний в атомной отрасли
В соответствии с ФЗ от 26.06.2009 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений» в Госкорпорации «Росатом» создана метрологическая служба, которая действует в соответствии с утвержденным Положением. На протяжении последних 25 лет функции Центральной головной организации метрологической службы Госкорпорации «Росатом» (ЦГОМС) выполняет метрологическое отделение ОАО «ВНИИНМ». Деятельность ЦГОМС Госкорпорации «Росатом» направлена на обеспечение достоверности и точности проводимых в атомной отрасли измерений, для чего применяются различные метрологические инструменты, в том числе межлабораторные сличительные испытания, чему и посвящена статья.
И.В. Корнеев. Применение ультразвуковых расходомеров в атомной промышленности
В.И. Чепасов, К.В. Щурин, Д.Ю. Шипилов. Алгоритм назначения добавочных размеров для улучшения характеристик наборов концевых мер длины
Представлен алгоритм определения оптимального размера, добавление которого в набор концевых мер длины максимально улучшает его характеристики в результате увеличения количества размеров, которые могут быть воспроизведены составлением блоков мер.
В.Л. Янчилин. Дискретное движение как ключ к пониманию квантовых измерений
Любое квантовое измерение (кроме специальных случаев чистого состояния) сопровождается мгновенным переходом объекта из одного состояния в другое. Это так называемый квантовый скачок. Сопутствующие ему явления – нелокальность и корпускулярно-волновой дуализм. На базе модели дискретного движения автор статьи постарался понятно рассказать об этих “таинственных” процессах, изобразив их простыми рисунками.
Журнал «BUSINESS EXCELLENCE»
Business Excellence — журнал креативных идей для бизнеса, практический опыт специалистов мирового уровня в области менеджмента и кейсы из их повседневной практики. Незаменимый инструмент, который поможет уверенно реализовать стратегию успеха.
Я уверена, что многие бизнесмены, особенно те, кто специализируется на продажах, знакомы с аббревиатурой CRM (Customer Relationship Management), что в переводе на русский язык означает управление взаимоотношениями с клиентами. Все граждане нашей страны являются клиентами каких-либо сервисных предприятий — парикмахерских, химчисток, поликлиник и т.п. И, безусловно, все мы пользуемся услугами государства. Если в отношениях с бизнесом достигнуты определенные положительные моменты, то с российскими госуслугами дела обстоят не столь впечатляюще. Но мне сейчас хочется обратиться к опыту старейшей промышленной державы — Великобритании.
Британский институт стандартов (British Standards Institution, BSI) по праву считается одной из старейших и самых авторитетных организаций, занимающихся стандартизацией. Более чем вековые традиции, дух королевского устава, профессиональная гордость сотрудников, десятки тысяч созданных стандартов, интернациональные связи и признание сделали BSI меккой для стандартизаторов всего мира. Сегодня BSI, вдохновляемый главой компании Ховардом Керром (Howard Kerr), переживает очередной виток своего развития.
Лидеры новой формации: кто они?
Какие качества отличают настоящего лидера от обычного топ-менеджера? Что такое лидерство новой формации и может ли оно вывести компанию на путь инновационного развития? Об этом шла речь на форуме «Открытые инновации».
Как я увольняю джобсов, или Предприниматель и руководитель: кто кого?
Непонимание разницы между статусами предпринимателя и руководителя может стать причиной замедления процессов развития компании.
Как я нанимаю сотрудников: акцент на характере
Для бизнеса нет ничего важнее, чем подобрать правильную команду. Идеальное сочетание людей, работающих на вашу компанию, значительно повышает шансы на успех. Однако наилучший кандидат не всегда оказывается под рукой.
Все должно быть сбалансировано
О том, как применить элементы сбалансированной системы показателей в практике управления предприятием, рассказывает Елизавета Назарова, начальник службы качества ЗАО «УК Холдинга «Теплоком».
Объяснение совершенства: в чем разница между лин, шестью сигмами и управлением бизнес-процессом?
Компания Process Excellence Network (PEX Network, подразделение International Quality & Productivity Center, IQPC) предлагает описание основ следующих концепций: лин, шесть сигм и управление бизнес-процессом. Это обязательное чтение для начинающих и полезное подведение итогов
Главное — желание стать успешным руководителем. Остальному научим
Четверть века — возраст немалый. Эту дату Россия будет отмечать лишь через три года. А МИРБИС уже отметил. В год двадцатипятилетнего юбилея Московской международной высшей школы бизнеса ее ректор Станислав Савин рассказывает о становлении в нашей стране системы бизнес-образования и формировании принципов цивилизованного ведения бизнеса.
По выходным я частенько перебираю свой домашний архив. Мне это нравится. Нравится проводить параллель между «было» и «стало», находить в письмах, книгах, открытках, фотографиях, газетах и журналах ответы или подсказки для решения сегодняшних проблем. Да и здоровая ностальгия — неплохое чувство.
Три способа создать бизнес
Итак, вы твердо решили стать предпринимателем. Безусловно, вы хотите, чтобы ваш бизнес был успешным и прибыльным; кто же этого не хочет. А знаете ли вы, что у вас есть целых три способа осуществить свои планы? Давайте кратко остановимся на каждом из них. Три пути, ведущие к успеху, — однако на каждом будут свои колдобины. Посмотрите, на какой дороге ваша карета точно не развалится и сможет финишировать под денежный фейерверк.
Волшебная таблетка бережливости
Необходимость принятия серьезных мер по повышению производительности труда и эффективности отечественного производства уже давно стала притчей во языцех, а результата, за единичными исключениями, как не было, так и нет. Лишь отдельные предприятия, понимая, что спасение утопающих — их же рук дело, нашли верное и эффективное решение — бережливое производство, вобравшее в себя опыт Японии (феномен Toyota), США (учение Э. Деминга), других корпораций и научных школ. Многие из этих первопроходцев сделали шаг от «бережливости» к созданию и устойчивому развитию бизнес-системы.
Остерегайтесь сирен лженаучного менеджмента
Считается, что менеджмент не является точной наукой. И я полагаю, большинство наук, которые связаны с изучением поведения человека, таковыми быть не могут. Думаю, что именно по этой причине в бизнес-разделах книжных магазинов столько ерунды.
Бело-голубая рождественская мечта
У тех, чей отпуск пришелся на конец года, есть прекрасная возможность приобщиться к истинному духу Рождества там, где никогда не прерывались традиции его празднования. Например, в Баварии.