Главная Каталог статейРегистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Выступления Г.П. Воронина [4]
Выступления Н.Г. Томсон [0]
Выступления Ю.Н. Самойлова [1]
Послания ВДК [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Главная »

Г.П. Воронин. Обеспечение успешного высокорентабельного бизнеса в условиях ВТО

Тема, вынесенная в заголовок, необъятна. Для того, чтобы рассмотреть все, что касается ведения высокорентабельного бизнеса в условиях, когда Россия станет членом ВТО понадобится минимум:

  • коснуться международного торгового законодательства, но это огромный пласт материалов, который требует рассмотрения квалифицированным юристом-международником и не в течение короткого выступления;
  • рассмотреть весь арсенал методов и инструментов, на базе которых строятся современные высоко эффективные системы управления. Ясно, что простой перечень того, что должен знать современный менеджер, ничего не даст, каждый из этих методов и инструментов надо изучать по публикациям и в специализированных семинарах.
Поэтому я остановлюсь на тех вопросах, которые чаще всего задают в аудиториях, где мне приходится выступать, и на тех, что мне представляются на сегодня самыми важными.

Первый из них — это человеческий фактор. Это соответствие знаний и представлений людей, которые руководят производством и работают на производстве, современным требованиям, тем, что обеспечивают ведение высокорентабельного бизнеса... Я считаю, что подготовка кадров всех уровней - одна из главных областей приложения сил и средств для обеспечения высокорентабельного ведения бизнеса.

Следующий по значимости вопрос - это техническое регулирование в широком смысле слова. Недаром диалог по вопросам регулирования в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) между Россией и ЕС является приоритетным пунктом такого документа, как Дорожная карта, подписанная 10 мая 2005 г. Президентом РФ В.В.Путиным и руководством Европейского Союза. Там записано, что целью Дорожной карты является: "разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров там, где это целесообразно, в том числе путем развития интенсивного диалога в области регулирования и сотрудничества между компетентными учреждениями, укрепления институциональных возможностей".

Почему-то в последнее время техническое регулирование и стандартизация как бы отделены друг от друга. С помощью нашей прессы и тех, чьи мысли она излагает, стандартизация рассматривается как нечто второстепенное. Необязательность стандарта становится чуть ли не лейтмотивом любой публикации в СМИ. Даже Госстандарт потерял свое нормальное название. На самом деле стандартизация — самая основная и необходимая для практики область технического регулирования. Попробуйте собрать хоть одно техническое изделие, если не будет стандартов на резьбы, допуски и посадки и т. д., изготовить простейший химический продукт, если не будет стандартных компонентов, рецептуры и т. д. Технический регламент вырос, как некая надстройка над стандартами, вобрав в себя самые общие, самые существенные требования, касающиеся безопасности нашего рукотворного мира.

Реформа стандартизации, которую мы проводим, поставила все с ног на голову. Главная беда реформаторов - то, о чем сказано выше, отсутствие знаний пренебрежение мнением специалистов. И Государственная Дума, и пресса, и некоторое чиновники Минпромэнерго уверены (и не устают об этом говорить), что промышленность должна сама разрабатывать для себя стандарты. Но это будут стандарты либо для обрушения конкурентов, либо для облегчения собственной жизни.

Нам надо решать проблему национальных стандартов, и если мы хотим, чтобы они работали на конкурентоспособность, надо сохранять институт технических комитетов, где будут представлены специалисты всех заинтересованных сторон, ведь стандарт, по определению, — результат консенсуса. И именно технические комитеты (может быть их объединения) должны возглавить работу по созданию технических регламентов. Сегодня регламенты при поддержке государственных чиновников пишут все, кому не лень. Достаточно сказать, что тендер на создание ряда технических регламентов выиграли адвокатские конторы. Потому мы и не имеем до сих пор необходимых документов высшего уровня, кроме регламента по автомототехнике, который, кстати, делали специалисты.

В связи с техническим регулированием и неразберихой в этой области, нет ясности и с оценкой соответствия. У нас до сих пор нет независимого национального органа по аккредитации. Его роль пока исполняет Ростехрегулирование. Здесь та же проблема - отрицать то, что было, не вникая в суть, и не создавать ничего нового взамен. Хотя уже была предложена и обсуждалась толковая концепция, разработанная РСПП, но проблему "заболтали". В результате Россия до сих пор не представлена в соответствующих международных организациях.

Еще одна проблема, которую нельзя обойти вниманием при рассмотрении условий для высокоэффективного бизнеса, это - контрафакт и фальсификаты. Почему это опасно для страны, вступающей в ВТО? Кроме того, что это вредит нашему потребителю, фальсификат и подделки снижают доверие к товарам, обращающимся на российском рынке, со стороны торговых партнеров и к самому рынку. Несколько лет тому назад, когда мы только познакомились с этим явлением, у фирм, продающих растворимый кофе, были большие проблемы с фирмами-поставщиками. Но тогда трудно было представить себе масштабы подделок, которые мы получим через несколько лет. Самое опасное, что контрафакт, т.е. использование чужой марки на своем товаре, имеет поддержку со стороны потребителя, так как работает на снижение уровня цен. Страшнее фальсификат, когда под видом одного товара, вам продают другой, например мел, вместо аспирина. Главные средства борьбы с этим злом — ужесточение законодательства и контроль со стороны государства. Здесь опять мы сталкиваемся с проблемой разрушения системы контроля без создания эффективной замены.

В заключение хочу сказать, что нам давно пора понять, что ни одна действующая система, направленная на регулирование производства и экономических отношений, не должна быть разрушена прежде, чем будет построена новая. Лучше идти путем постепенного совершенствования, чем своими руками создавать хаос.

Обидно сознавать, что наши партнеры по бывшему Советскому Союзу, которые предпочли тактику, которую японцы называют "кайзен", т.е. движение путем постепенных улучшений, обогнали нас в темпах промышленного развития весьма существенно, например Белоруссия в 3 раза, а Азербайджан в 10 раз.



Просмотров: 1297 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика


© ООО "РИА «Стандарты и качество»",
© Всероссийская организация качества 2003-20011
Конструктор сайтов - uCoz