Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Главная » 2004 » Январь » 30 » Желаем здоровья
Желаем здоровья
17:01
Как часто мы произносим и пишем эти слова с восклицательным знаком, и как мало делаем, чтобы сбылось это пожелание.

29 января в АНО "Центр Квалитет" состоялся круглый стол на тему: "Обеспечение качества медицинской помощи".

Место проведения этой встречи может вызвать удивление у людей, хорошо знающих область деятельности "Квалитета". Центр имеет косвенное отношение к медицине, и если так можно сказать, представляет сторону пациентов.

Однако "пациенты" там работают хорошо подготовленные, успевшие поработать с медиками не один год. Так, вместе с медиками были разработаны концепция и методология обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000, концепция и методология "школ здоровья" пациентов и "школ здоровья" для первичной профилактики. Много сделано для разработки программ обучения медперсонала по вопросам качества и т. д. Все это опубликовано, доложено на конференциях, рассказано в лекциях и беседах.

Возглавляет медицинское направление работы "Квалитета" главный научный сотрудник Нина Викторовна Михайлова, которую горячо поддерживает директор Центра Людмила Александровна Федорова.

Благодаря их энтузиазму и приверженности идее повышения качества медицинской помощи и охраны здоровья, за круглым столом собрались весьма именитые представители медицинской науки и практики: Ю.М. Комаров, д -р мед. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Российской медицинской ассоциации; А.М. Калинина, д -р мед. наук, проф., руководитель отдела разработки технологий реализации профилактических программ Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины; С.А. Мухина, канд. мед. наук, Заслуженный учитель РФ, директор Медицинского колледжа № 1 Департамента здравоохранения Москвы; Л.Е. Забродина, зав. отделением Института повышения квалификации врачей; Ю.А. Гилязетдинова, канд. мед. наук, ассистент Российской медицинской академии последипломного образования; И.А. Белявская, главный специалист департамента госконтроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава России; Н.В. Олейникова, врач высшей категории, зам главврача по экспертизе московской поликлиники № 97. В команду медиков, горячо поддерживающих идеи инициаторов, входят также старший врач ЗАО "Экстрамед" (экстренная медицинская помощь) кардиолог-реаниматолог А.Т. Пучков и О.М. Карпенко, канд. мед. наук, зав. лабораторией лазерных методов исследования и лечения НИИ геронтологии Минздрава России, которые не смогли присутствовать на заседании круглого стола, но активно работают с Н.В. Михайловой и готовы работать дальше.

Сторону "пациентов", помимо хозяек круглого стола, представляли разработчики методики оценки качества жизни зав. отделом проблем и приоритетов социальной сферы ВНИИ технической эстетики Е.Е. Задесенец и главный научный сотрудник того же отдела, канд. биолог. наук Л.И. Конча. Общественные организации и пресса были представлены членом Академии проблем качества, пресс -секретарем президента Всероссийской организации качества И.В. Матвеевой и зам. главного редактора журнала "Век качества" О.В. Тимохиной.

Ведущая круглого стола Н.В. Михайлова так сформулировала его цель: познакомить людей, которые готовы проводить в жизнь гуманитарно-нравственную идею повышения качества медицинской помощи и охраны здоровья людей в России, обсудить вместе с ними возможность широкого внедрения систем менеджмента качества в лечебно -профилактических учреждениях.

Почему именно на системы менеджмента качества возлагаются большие надежды? Стандарты ИСО серии 9000:2000 ориентированы на TQM — наиболее эффективную концепцию управления качеством, которая сочетает в своих восьми принципах и гуманитарные, и организационно-технические моменты. Цель системы менеджмента качества, построенной в соответствии с ИСО 9000, — удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон: потребителей, поставщиков услуг и ресурсов, общества и государства.

Первые же попытки разъяснения сути принципов менеджмента качества и возможности их использования в системе здравоохранения были встречены с пониманием многими представителями медицинской общественности, в том числе некоторыми руководителями бывшего Министерства здравоохранения. Это стало дополнительным стимулом для инициаторов работы и позволило за довольно короткий срок разработать предложения по применению стандартов ИСО в системе здравоохранения.

Работа должна включать следующие этапы:

  1. Обучение медицинского персонала (администрации, врачей, сестер, других специалистов) идеологии и требованиям МС ИСО 9000:2000 по разработанным дифференцированным программам с учетом специфики профессиональной деятельности.
  2. Анализ стартового состояния действующей в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) системы управления и обеспечения качества.
  3. Разработка документации по системе качества в соответствии с требованиями стандартов и с учетом всех аспектов медицинских технологий.
  4. Подготовка внутренних аудиторов для поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
  5. Внедрение разработанной документации.
  6. Подтверждение соответствия внедренной системы требованиям стандарта ИСО 9001:2000.
Система документации системы менеджмента качества для ЛПУ имеет свою специфику, особенно на втором и третьем уровнях (первый уровень — Политика в области качества и Руководство по качеству достаточно традиционны), где создаются методологические инструкции и алгоритмы конкретных процедур и медицинских услуг, регламентирующие функциональную деятельность подразделений и специалистов. Эти документы должны привнести в практику оказания медицинских услуг желаемую упорядоченность действий, четкие требования к соблюдению условий оказания услуги и главное — определить ответственность каждого участника процесса.

Подход к деятельности по оказанию медицинских услуг как к процессу требует активного включения в процесс и самого пациента: его обучения (или его родственников, например, в педиатрии или, если пациент неадекватен), информированного согласия с действиями персонала, четко разработанных схем приема лекарств и процедур с самоконтролем состояния. Для чего целесообразно использовать такой документ как дневник пациента.

Работы проведенные в этом направлении опубликованы, доложены на многих конференциях. Назовем, например, статью Н.В. Михайловой, Д.Ф. Гилязетдинова "Обеспечение качества медицинского обслуживания" ("Стандарты и качество", 1999, № 3), большую публикацию Н.В. Михайловой, Ю.М. Комарова, Л.А. Федоровой "МС ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи" ("Методы менеджмента качества", 2001, № 3 и № 4), статью коллектива авторов "К медицине со знаком качества" ("Стандарты и качество", 2002, № 11). Были также публикации в "Медицинской газете", в сборниках тезисов ряда конференций и др.Эта информация со знаком "плюс" позволяет надеяться, что дело, за которое мы беремся, — сказал один из участников круглого стола, — не безнадежное. Но…

И вот этому "но" была посвящена большая часть заседания.

Врачу, исцелися сам!

Негативные явления и препятствия, которые называли и рассматривали участники круглого стола, понадобились не для того, чтобы, как пелось в старой песенке Юлия Кима, "поочернить действительность, позлобствовать на власть", главная задача состояла в том, чтобы назвать главные проблемы и найти пути их эффективного решения.

Одна из главных проблем — сложившаяся традиция ответственности. Во всем мире, говорил проф. Ю.М. Комаров, врач отвечает за пациента, у нас — за выявленные ошибки. Мы надеемся , что системы менеджмента качества позволят сломать эту традицию и четко определить матрицу ответственности от уровня одного врача и ЛПУ до государства, в том числе перейти от "болезнелечения", которым мы сейчас занимаемся к здравоохранению. Последнее включает охрану здоровья, профилактику, нормальные режимы труда и отдыха, что предполагает участие в процессе муниципальных и государственных структур, страховых компаний.

Охрана здоровья — забота государства, лечение — страховых компаний. Системный подход к организации здравоохранения предполагает ответственность не только тех, кто занимается охраной здоровья и лечением, важна ответственность самого человека за свое собственное здоровье. Это предполагает создание соответствующей системы мотивации.

Еще одно "хроническое заболевание" нашей медицины — неразумное финансирование. Один из врачей сетовал: построили в Москве шикарный радиологический центр для лечения онкологических заболеваний, оснащенный самой передовой техникой. Однако вся эта техника бессильна, когда на лечение приезжает больной из глубинки с запущенной формой рака или саркомы. Нужно разумно распределить средства, чтобы обеспечить возможность раннего диагностирования заболеваний далеко за пределами Москвы. Опять -таки о профилактике: гораздо выгоднее вложить средства в профилактические мероприятия, чем в содержание лишних больничных коек. Кое-где в регионах это поняли, в частности "школы здоровья" есть в Хабаровском крае, в Вологде, Омске.

Но самый тяжелый "недуг", который требует немедленного "лечения" — недостаток знаний в области обеспечения качества и управления качеством процесса лечения. Многие из наших медиков не знают даже азов этой необходимой науки, хотя и требовать от них особой тяги к знаниям не приходится: перегрузки огромны, врачей, особенно в поликлиниках, не хватает. Поэтому задача энтузиастов, взявшихся за дело внедрения методов менеджмента качества в ЛПУ, достучаться до ума и сердца врачей и среднего персонала, убедить руководителей системы здравоохранения в необходимости использовать современную методику обеспечения качества для существенного улучшения качества жизни населения России. Больше нельзя мириться с ситуацией, когда продолжительность жизни в России сегодня такая же, как 50 лет назад. Обсуждение путей решения этой задачи заняло вторую часть встречи за круглым столом.

Нужна разумная и реалистичная программа формирования и поддержания здоровья

Эта программа должна, в первую очередь, включать мероприятия по организации просветительской работы: через печать, телевидение, интернет, лекции и семинары. Следует донести идею до окружных медицинских управлений, собрать конференции главврачей поликлиник и т. п. К этой работе должны подключиться общественные организации: Пироговское общество врачей, Российская медицинская ассоциация, Всероссийская организация качества, Академия проблем качества, консалтинговые фирмы, учебные заведения.Одновременно с просвещением необходимо наладить систематическое обучение для руководителей и сотрудников медицинских учреждений, для чего разработать программы с разной степенью углубления в предмет. Центр "Квалитет" готов возглавить подготовку таких программ и учебных пособий.

Целесообразно ввести преподавание менеджмента качества в институте усовершенствования врачей и в медицинских институтах страны. Нельзя забывать и о средних специальных учебных заведениях, тем более, что такой опыт уже есть в Медицинском колледже № 1 департамента здравоохранения Москвы.

Следует выполнить ряд научных разработок, которые позволят придать всей программе необходимую глубину и обоснованность, в частности предложить темы по вопросам обеспечения качества соискателям кандидатских и докторских степеней. Среди них целесообразно выделить темы экономические, например, постараться разработать методику сравнительной оценки затрат на лечение и профилактику ряда заболеваний.

Серьезную помощь в реализации идеи внедрения методов менеджмента качества в работу органов здравоохранения и лечебных учреждений могут оказать разработки в рамках Методики оценки качества жизни, над которой работает Всероссийский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Эта методика, впервые изданная в 2000 г.) начинает все шире использоваться в регионах, в том числе для оценки состояния дел в области здравоохранения и медицинской помощи.

ВНИИТЭ берется возглавить работу по созданию развернутой номенклатуры показателей здоровья населения и их оценки. Цель работы — формирование унифицированной номенклатуры показателей качества жизни населения, включающей (как часть) показатели здоровья, для использования при создании основ системы государственного регулирования качества жизни населения России, корректировке и подготовке новой версии "Методики оценки качества жизни", разработке раздела системы информационной поддержки принятия решений на основе критериев качества жизни, применяемой заинтересованными лицами при оценке, мониторинге, регулировании и управлении качеством жизни населения на любом уровне.

В процессе работы предполагается:

  • построить систему показателей здоровья населения (как отдельного блока качества жизни), дифференцированную по уровням, с выделением обобщенного, комплексных и единичных показателей;
  • сформулировать принципы выбора единичных показателей здоровья в зависимости от конкретных условий;
  • определить значения (результаты измерения) каждого единичного показателя с использованием расчетных, статистических, экспертных и других методов измерения;
  • для каждого показателя выбрать реально достижимые значения базовых показателей (критериев оценки) на основе анализа отечественного и зарубежного опыта;
  • осуществить оценку каждого единичного показателя здоровья с применением квалиметрических методов оценки и принятой системы баллов (или относительных единиц.);
  • на основе значений оценки единичных показателей и их коэффициентов весомости рассчитать значения оценки комплексных показателей на каждом уровне и как итог — оценки обобщенного показателя здоровья населения.

Все расчеты представляются в виде заполненных (ранее разработанных) таблиц с необходимыми пояснениями, которые затем заносятся в компьютер и включаются в программу.

Планируется, что работа будет выполняться совместно с медиками и специалистами по менеджменту качества.

Непременной частью общей программы повышения качества здравоохранения и медицинского обслуживания населения должна стать консолидация всех заинтересованных специалистов и неспециалистов вокруг этой важной гуманитарной проблемы. Скорее всего это выльется в создание специального отделения или секции Всероссийской организации качества.

Ирина Матвеева

Просмотров: 1892 |
Форма входа


Календарь новостей
«  Январь 2004  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


© ООО "РИА «Стандарты и качество»",
© Всероссийская организация качества 2003-20011
Конструктор сайтов - uCoz