Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Главная » 2011 » Май » 6 » Теория и практика внедрения современных систем менеджмента: взгляд с конференции
Теория и практика внедрения современных систем менеджмента: взгляд с конференции
13:00
В конце марта НТЦ «СТАНКОСЕРТ» по традиции провел в гостеприимной Одессе ХI Международную конференцию «Теория и практика внедрения современных систем менеджмента». Поделиться опытом и послушать ведущих специалистов приехали около 100 человек из Украины и России.

Все доклады условно можно разделить на три части: вдохновенно-идеологические, по системам менеджмента качества (СМК) и практические (опыт предприятий). Выступления российских лидеров в области качественного менеджмента — Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера — отражали первую часть. Ю.П. Адлер, основываясь на современных подходах к теории менеджмента, провел четкую разграничительную черту между ресурсами (финансами, сырьем, оборудованием) и людьми, работающими на предприятии. Основной акцент он сделал на том, что людей нельзя равнять с бездушными ресурсами. Чтобы предприятие стало успешным, необходимо изменить психологический подход наемного работника к труду: превратить в кузнеца своего счастья. Для этого его нужно провести по цепочке «вовлеченный сотрудник — увлеченный энтузиаст — собиратель радости». Конечно, Юрий Павлович призывает нас достичь идеала, что по многим факторам реальной жизни пока невозможно. Тем не менее к этому следует стремиться. В.Л. Шпер в своем докладе «От 3 до 33 — что дальше? Каким должен быть менеджмент ХXI века?» обстоятельно проанализировал существующие сегодня принципы, идентифицирующие подходы известных гуру или являющиеся квинтэссенцией ряда нормативных документов в области менеджмента. Сюда можно отнести и 14 принципов Деминга, и 8 принципов стандартов ИСО серии 9000, и 33 принципа Коносуке Мацусита. Докладчик выявил общее во всех представленных подходах — гуманный и системный подход к менеджменту.

Как всегда с обоснованной критикой перевода стандарта ИСО 9001 выступил директор по развитию ООО «Интерсертифика-ТЮФ» В.А. Качалов — постоянный автор журнала «Методы менеджмента качества». Правильно понимать и интерпретировать стандарт можно только тогда, когда его перевод контекстуально полностью совпадает с оригиналом. В противном случае аудиторы не понимают менеджеров по качеству, а консультанты — аудиторов, что приводит к коллизиям, которые нередко решаются не в пользу соискателей сертификатов на СМК.

Об управлении непрерывностью бизнеса на основе требований британского стандарта BS 25999 рассказал А.А. Дмитриев — руководитель департамента «ИТ-сервисы и безопасность» ООО «ТЮФ ЗЮД Украина». Стандарт устанавливает требования к системе управления непрерывностью бизнеса для обеспечения и демонстрации способности организации поставлять продукты и услуги, несмотря на возможное возникновение форс-мажорных обстоятельств, приводящих к остановке бизнеса. Проще говоря, если какая-то компания обязалась поставлять свою продукцию или оказывать услуги потребителю, то никакие ситуации не должны помешать этому. Например, такие крупные ритейлеры, как Wal-Mart, IKEA или Metro предъявляют к поставщикам очень жесткие требования не только к качеству продукции, но и к срокам поставки. Стать их партнерами престижно и выгодно, недаром к этому стремятся компании всего мира.

С.Е. Маноха — директор АНО УКЦ «Интермаркет» — использовал название известной статьи Ю.П. Адлера «Возлюбите своих поставщиков», рассуждая об управлении закупками в рамках СМК. Он заострил внимание на создании атмосферы доверия между поставщиками и потребителями продукции. Дело в том, что на бумаге характеристики, приведенные в сопроводительных документах, могут соответствовать характеристикам, указанным в договорных обязательствах параметрам, но фактически не соответствовать им. При утрате доверия к качеству продукции приходится перепроверять его на входном контроле у потребителя, а это приводит к дополнительным непроизводительным затратам. По мнению выступающего, стоит подумать над тем, чтобы и поставщики полюбили своих потребителей.

Два доклада (директора НТЦ «СТАНКО-СЕРТ» В.М. Ситниченко и коммерческого директора ООО «ТЮФ ЗЮД Украина» М.А. Левицкого) были посвящены системам энергоменеджмента по требованиям EN 16001/ИСО 50001. Снижение энергопотребления позволит предприятию повысить свою финансовую эффективность и сократить объемы выбросов парниковых газов, что отвечает принципам Киотского протокола. Оба выступающих отметили идентичность структуры стандартов энергоменеджмента и интегрированной системы менеджмента на основе ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, что облегчает внедрение новой системы на предприятиях.

Всероссийская организация качества (ВОК) была представлена двумя докладами: о непрерывном бенчмаркинге в рамках программы улучшений «20 ключей» и проектом-исследованием «Стремись к совершенству! Управляй, как Toyota!». Исполнительный директор ВОК Ю.Н. Самойлов отметил, что основное внимание на предприятии надо уделять работающим на нем людям, формированию командного духа и воспитанию лидеров. Только тогда появится возможность провести на предприятии изменения и внедрить программу постоянного совершенствования, как это несколько десятилетий назад сделал основатель программы «20 ключей» И. Кобаяси в возглавляемой им компании Mitsubishi Heavy Industry. С тех пор на предприятиях 34 стран мира эта программа помогает компаниям достигать уровня мирового класса.

О практических шагах в применении системы кайдзен на своем предприятии рассказала начальник отдела управления качеством ПАО «Ватутинский комбинат огнеупоров» П.А. Мацульская. Важным условием достижения позитивных сдвигов при внедрении новаций стало понимание высшего руководства и акционеров компании, что главная ценность предприятия — квалифицированный персонал, мотивированный на ежедневные улучшения производства. Сочетание западного стиля управления (у предприятия французский инвестор) и японской философии привело к выработке у персонала привычки непрерывных улучшений.

Наиболее приемлемыми инструментами для решения поставленной задачи послужили новые подходы по разработке и внедрению систем менеджмента (западный стиль) в сочетании с японской философией непрерывных улучшений (восточный стиль). При этом предприятие увидело свою основную цель не только в обеспечении постоянного улучшения качества менеджмента при одновременном снижении себестоимости продукции, но и в выработке к этому привычки у персонала. В качестве инструментов «бережливого производства» используются апробированные подходы: 5S, ТРМ, кайдзен. Ватутинский комбинат огнеупоров половину выпускаемой продукции экспортирует в 20 стран Европы, где ее используют более 40 фирм соответствующего профиля.

О проблемах, возникших в Украине при внедрении «Технического регламента о безопасности машин и оборудования», рассказал заместитель директора НТЦ «СТАНКОСЕРТ» Я.А. Козловский. С 2012 г. этот ТР станет обязателен к применению, а Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, будет существенно сокращен. К сожалению, различие в системах сертификации, обусловленное применением названного документа в Украине и России, приводит к неоправданным трудностям при перемещении машиностроительной продукции через границу указанных стран. Это вопрос еще ждет своего разрешения.

Несколько в стороне от основной тематики конференции находится выступление исполнительного директора «Бюро Веритас Украина» И.Г. Соколова. Доклад «Группа стандартов по пищевой безопасности. Опыт внедрения в Украине» был иллюстрирован устрашающими картинами Питера Брейгеля Старшего «Попрошайки» и Матиаса Грюневальда «Больной «антониевым огнем», где представлены изуродованные, больные люди. Если учитывать множество пищевых отравлений и их последствий, тема для наших стран более чем актуальная. Докладчик сделал упор на наличие пока неприменяемых в Украине (впрочем, как и в России) таких стандартов в цепочке поставок продуктов питания, как стандарты ассоциаций розничных торговцев, стандарты ассоциации систем качества кормовых добавок и премиксов, стандарты для фермеров. Будем надеяться, что тема качества пищевой продукции будет чаще освещаться на страницах российских журналов.

Итак, закончилась еще одна конференция. Хочется выразить благодарность НТЦ «СТАНКОСЕРТ» и его руководителю В.М. Ситниченко, который, несмотря на кризис и другие проблемы, не перестает собирать единомышленников, неравнодушных людей, чтобы еще раз обменяться опытом и попробовать решить проблемы, связанные с качеством нашей жизни.

Н. Томсон

Источник: журнал "Стандарты и качество". Май, 2011

Просмотров: 786 |
Форма входа


Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


© ООО "РИА «Стандарты и качество»",
© Всероссийская организация качества 2003-20011
Конструктор сайтов - uCoz