Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203

Главная » 2006 » Март » 3 » Конференция — это бенчмаркинг
Конференция — это бенчмаркинг
14:14
Именно так определил форму и идею конференции "Стремление к совершенству через управление качеством", проходившей 2 марта 2006 г. в МЭСИ, один из её участников - вице-председатель Глобальной сети бенчмаркинга (GBN) Ю.Н. Самойлов.

Действительно, цель конференции состояла в обмене опытом. Точнее в том, чтобы, по выражению ректора МЭСИ В.П. Тихомирова,"собрать, рассмотреть и принять модели качества, которые сейчас существуют, выбрать методы, которые доступны для конкретного вуза. Мы хотим наладить интересный диалог, общаясь с вами лицом к лицу". По мнению ректора МЭСИ, в конференции участвовал "весь цвет, который занимается проблемами качества": Брайн Диксон (корпоративный технический директор Moody International Certification), Ю.А.Гусаков (президент Европейской организации качества (ЕОК)), В.П. Соловьев (проректор МИСиС по УМО), Е.И. Тавер (директор Центра консалтинга и обучения Всероссийской организации качества), Янке Роланд (Deutsche Post World Net EFQM EQA Assessor) и др.

В своем докладе В.П. Тихомиров, открывший конференцию, отметил, что к лучшему стремятся и студенты, и государство, и бизнес. Все они выказывают недовольство качеством образования, и это мнение на сегодняшний день массово не только в России, но и во всех развитых странах мира. "Так происходит потому, - определил причину ректор МЭСИ, - что ещё в начале XXI века удвоение знаний осуществлялось за 1-2 года, а уже в 2005 году счет идет на месяцы. Но в большинстве вузов знания, которые даются в аудитории, - старые, несвежие. К тому же старые методы усвоения знаний становятся невозможны. Совершается подлинная революция в технологиях и инструментах, с помощью которых происходит создание и распространение знаний. Технология передачи знаний 'мелом по доске' больше не удовлетворяет потребностей".

Своего российского коллегу поддержал Брайн Диксон, корпоративный технический директор Moody International Certification: "Мы с вами присутствуем на уроке интерактивного обучения, - определил он сразу форму и идею конференции. - Вы должны быть обращены лицом друг к другу, чтобы общаться".

Докладчик не устоял перед соблазном: не ограничившись PowerPoint презентацией, он с удовольствием воспользовался маркером (в МЭСИ - это аналог мела, настоящего действительно не найдешь) и с помощью схем разъяснил особенности внедрения в вузы стандарта ISO 9001:2000. "Это своеобразный мост между тем, что нужно бизнесу, и тем, что дает университет, - сказал специалист. - Здесь важно определить начальную точку, где находится вуз, а уже затем внедрять новое. МЭСИ сделал это: определил показатели, процессы, "входы" и "выходы" собственной деятельности и получил сертификат, чтобы улучшить свою деятельность, контролировать, мониторить свои процессы. Это ведет к европейской модели совершенства".

Активная работа МЭСИ в области качества была оценена выступавшим на конференции президентом Европейской организации качества (ЕОК) Ю.А. Гусаковым который выделил МЭСИ наряду с МИСиС, МАИ, МИЭМ, РГСУ как элиту вузов, которые являются лидерами, "подтягивающими за собой остальных, заинтересовывая их этой темой".

На конференции собравшиеся обсудили вопросы внедрения модели EFQM в университетах, деятельности ЕОК по обмену информацией в области подготовки кадров (EVROS), адаптации российской системы образования к условиям информационного общества, IT-инструментов управления качеством.

Едва ли не самые бурные дискуссии вызвали вопросы внедрения стандартов. Несмотря на существующие проблемы: языковую и историческую (стандарт ISO 9001:2000 создавался для промышленных компаний), всё больше учебных заведений хотят использовать стандарты, преимущества чего отметил Брайн Диксон. Это возможность идентифицировать и понимать все процессы и связи, идентифицировать потребителя, получать лучшую практику от других организаций и сравнивать практику каждого конкретного вуза с лучшей.

Осознавая полученную от этого выгоду, представители МИСиС не только подготовили документы для сертификационного аудита ISO, но и предложили ознакомиться с ними на конференции. Также основываясь на принципе, что документ должен быть простым и понятным пользователю, в МИСиС написали стандарты, применимые в образовательной деятельности и позволяющие создать "систему корректирующих, предупреждающих действий, позволяющую за голову не хвататься, а все предусмотреть". Подобные стандарты еще в 2005 году создали и внедрили в МЭСИ.

Несмотря на возникшие споры вокруг создания типовой модели документов на основе ISO, гости конференции сошлись в одном: вхождение российского образования в мировое образовательное пространство означает принятие международных правил в сфере обучения. Необходимо не только совершенствовать содержание образования, овладевать новыми техническими средствами в образовательном процессе, но и использовать инструменты менеджмента, что позволило бы российским вузам стать конкурентоспособными на международной арене.

Опыт использования многими российскими вузами систем менеджмента качества в соответствии с такими моделями, как модель международных стандартов ISO 9001:2000, модель конкурса Министерства образования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" и др., показал реальность и применения. Своим примером это доказывает и МЭСИ - первый российский университет уже прошедший сертификацию ISO по всем направлениям своей деятельности и включенный в члены Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (European Association of Distance Teaching Universities - EADTU).

МЭСИ также стал финалистом конкурса на соискание премий правительства Российской Федерации в области качества 2005 года; вуз был удостоен золотой медали "Европейское качество" в номинации "Сто лучших вузов". Ректору МЭСИ В.П.Тихомирову была вручена премия Правительства РФ в области образования за 2003 год за использование дистанционных технологий в организации и проведении профессиональной переподготовки военнослужащих.

Секретами успехами и полученным опытом представители МЭСИ с удовольствием поделились на конференции, большое внимание уделив технологиям образования, мысли о том, что 'надо учить создавать знания в электронном виде, учить выкладывать знания на миллиардный рынок потребителей - в Интернет, коммерциализировать свои знания, эффективно работать и общаться в сетях, что позволяет налаживать сотрудничество специалистам разных стран'. В.П.Тихомиров отметил особую роль преподавателя, который в современных условиях "должен не только читать лекции в аудитории, но и выступать модератором образовательного процесса, когда студент может получать знания из различных источников, из сети Интернет".

Подобная ситуация, когда все преподаватели и руководство МЭСИ, по утверждению ректора, находятся в сети, вызвала закономерные вопросы у журналистов, также присутствовавших на конференции.

Так, представительница журнала "Стандарты и качество" поинтересовалась, как возможно обучить преподавателей, людей, большинство которых преклонного возраста, продвинутым технологиям, применяемым в процессе обучения. Ситуацию разъяснил А.Г. Гриценко, заместитель проректора по управлению знаниями МЭСИ: "Есть очень активные преподаватели, и 80 лет - это не предел. Ведь преподаватель может кинуть все силы на создание или улучшение учебного курса, а не работать со студентами напрямую. Речь идет о перераспределении ролей, а не об исключении какой-то возрастной группы".

Подводя итоги конференции, гости, говорившие о мировых тенденциях в области менеджмента качества, воспользовались и другим мировым опытом: фольклорным и даже религиозным. Директор Центра консалтинга и обучения Всероссийской организации качества Е.И. Тавер процитировал перефразированный американский анекдот о том, существует два вида компаний: быстрая и мертвая, и это только подтверждает эффективность менеджмента. Янке Роланд, Deutsche Post World Net EFQM EQA Assessor, упомянул концепцию Shijo Shibo 'Три ока Будды', напоминающую, что в вопросах качества надо смотреть в прошлое, настоящее и будущее.

Просмотров: 595 |
Форма входа


Календарь новостей
«  Март 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


© ООО "РИА «Стандарты и качество»",
© Всероссийская организация качества 2003-20011
Конструктор сайтов - uCoz