С 19 по 20 мая 2009 года в Звенигороде прошел научно-практический семинар на тему «Совершенствование систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности предприятий с учетом реформирования системы стандартизации оборонной продукции и введения новой версии стандарта ИСО 9001-2008».
Участниками его стали представители различных министерств и ведомств, курирующие оборонные вопросы, руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также органов по сертификации: ЗАО «МОНОЛИТ-Серт», «Русский регистр» и СДС «Военный регистр» и др.
Семинар открыли заместитель директора департамента промышленности обычных вооружений А.В. Куликов и заместитель генерального директора ЗАО «МОНОЛИТ-Серт», руководитель органа по сертификации Шурыгин В.А.
С развернутым докладом «Роль руководителя предприятия в вопросах стандартизации и сертификации в условиях кризиса», выступил президент Всероссийской организации качествапрофессор Г.П. Воронин.
В своем выступлении президент Всероссийской организации качества опирался на собственный богатый опыт как государственного служащего высокого ранга, так и руководителя Госстандарта РФ. Напомним, что, начиная с 1992 г., Г.П. Воронин занимал руководящие должности в оборонной промышленности Российской Федерации, был заместителем председателя Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности РФ (1992 — 1996 гг.). В период 1996 — 1997 гг. — заместитель министра промышленности РФ, одновременно член коллегии Государственного комитета РФ по науке и технологиям. Он внес большой личный вклад в организацию разработки и серийного производства различных радиоэлектронных систем управления и стрельбовых систем для атомных подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, составляющих в настоящее время основу флота России. С 1999 г. Г.П. Воронин член Научного совета при Совете безопасности РФ.
Анализируя российский опыт разработки и внедрения стандартов ИСО 9000, докладчик отметил:
«За годы действия стандартов ИСО серии 9000 накопилось много положительного и отрицательного в опыте их использования, но положительный вклад всё же перевешивает, это видно, хотя бы потому, что предприятия, взявшиеся серьёзно за строительство качественной системы управления (не ради сертификата!), уже не могут оставить это дело. Отбросив формальную сторону СМК по ИСО 9000, они продолжают совершенствовать свою систему, используя инструменты тонкой «подстройки», то в одной, то в другой части системы, модифицируя «под себя» стандартную методологию. Отсюда и появляются многочисленные варианты систем управления вроде TPM, «20-ти ключей» и проч. Но системно-комплексный принцип остаётся в основе любой системы менеджмента качества».
Одна из важнейших и актуальнейших задач сегодня, по мнению президента ВОК, является воспитание лидеров из руководителей и владельцев предприятий как крупных, так и небольших, поскольку и за последние, годы, и особенно сейчас в условиях кризиса предпринимателями становятся многие из тех, кто ранее занимался иным видом деятельности, и с обеспечением качества продукции и услуг, в том числе со стандартизацией, метрологией, техническим контролем, методами менеджмента качества никогда не соприкасался. И это самая сложная проблема — найти лидеров и организовать обучение среди руководителей высшего звена, которые, как правило, сильно заняты, а главное уверены в том, что им «сверху видно все».
В заключении президент ВОК коснулся и роли государства в решении проблем качества, стоящих перед страной. Он особо подчеркнул, что чтобы дела с качеством сдвинулись с мёртвой точки, необходима заинтересованность государства:
«Важно сформулировать цели, которые вдохновляют, возвышают, приводят людей в движение, поскольку именно люди создают качество. Должна быть принята национальная политика в области качества. Наши общественные организации, в первую очередь Всероссийская организация качества (ВОК), не раз выступали с такой инициативой. Были разработаны две редакции концепции такой политики, были прописаны и основные цели в области качества промышленной продукции и качества жизни в целом, и затронута роль стандартизации, предложены стимулы и льготы для тех, кто будет добиваться наибольших успехов. Но придать концепции статус государственного документа не удалось. Может быть, кризис заставит обратиться к идее качества и заставит вспомнить пророческие слова замечательного российского философа Ивана Ильина, считавшего, что спасение России в качестве!».
С докладами выступили также:
- Президент АНО «Военный Регистр», руководитель центрального органа СДС «Военный Регистр» В.Д. Маянский («Направление деятельности СДС «Военный Регистр» в современных условиях)
- Главный специалист Министерства обороны РФ Малюгин В.В. («Постановление Правительства Российской Федерации по стандартизации оборонной продукции»)
- Директор Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» А.В. Владимирцев («Проблемы признания результатов сертификации «Русский Регистр» по выдаче документов, имеющих международное признание) и др.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА ПРЕЗИДЕНТА ВОК Г.П.И ВОРОНИНА
Состояние с качеством продукции и услуг в России иначе как критическим, назвать трудно.
Проанализирую это утверждение на примере отраслей экономики.
Начну с военно-промышленного комплекса, близкого мне по предыдущей производственной деятельности.
Ухудшение качества вооружения и военной техники в последнее время является характерной тенденцией. Даже при исполнении экспортных контрактов, когда у предприятий должна быть полная заинтересованность в его качественном выполнении, завоевании и удержании международного рынка.
Недопустимо большое количество рекламаций, по которым не выполняются установленные сроки их рассмотрения и удовлетворения.
У большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса доля затрат на устранение дефектов продукции в процессе ее изготовления, испытаний и эксплуатации составляет до 40-50% от общего объема затрат га производство, тогда как у зарубежных фирм — не превышает 15-20%.
До 45% выходов из строя входящей в состав ВВТ радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) происходит по причине отказов элементной базы. Поэтому вопросы обеспечения качества РЭА и электронной компонентной базы являются стратегическими.
Использование для производства техники устаревшей элементной компонентной базы, низкое качество отечественных материалов.
Более половины электроизделий, входящих в Перечень изделий, разрешенных к применению в системах и приборах ВВТ, разработаны 10-15 и более лет назад. Испытательная база в радиоэлектронной отрасли укомплектована оборудованием, используемым более 25 лет — на 22%, от
15до 25 лет — на 38%, от 7 до 15 лет — на 37%. И только 3% оборудования используется менее 7 лет.
Еще одна характеристика элементной базы. Доля России на мировом рынке электронной техники и компонентов составляет не более 0.1-0.3%).
Производство изделий электронной техники в разных странах на
душу населения, долл.
США |
1260 |
Япония |
1100 |
ЕС |
500 |
Россия |
14 |
Причины низкого качества изделий оборонной промышленности, да и других отраслей машиностроения следующие:
- Моральное и физическое старение основных производственных фондов предприятий, в том числе лабораторной и испытательной базы, устаревшие технологии производства.
В целом, на предприятиях ОПК эксплуатируется около 75% морально устаревшей и на 50% физически изношенной активной части производственных фондов и экспериментально-испытательной базы. Темпы их обновления — не более 1% в год (при минимально необходимой потребности — 8-10.
Степень износа основных фондов в промышленности России в целом составляет 50%, а по машинам и оборудованию приближается к 70%. Уровень ввода новых машин и оборудования в промышленности ныне в 8-10 раз ниже нормативов их простого воспроизводства.
А вот некоторые цифры, характеризующие состояние в других отраслях экономики.
Из одного миллиона километров трубопроводов в России 70% требуют капитального ремонта. Износ основных фондов в бывшем РАО «ЕЭС России» превысил 65%, а магистральных электрических сетей — 70%.
- Недостаточная загруженность предприятий и, как следствие, мелкосерийность производства. Исследована зависимость между
относительным количеством рекламаций и уровнем загрузки предприятия государственным оборонным заказом. Если загруженность менее 35%, то надежность выпускаемой продукции резко падает.
- Отсутствие у предприятий эффективно работающих систем менеджмента качества продукции, подтвержденной сертификатом соответствия. Например, в развитых странах 100 предприятий, выполняющих правительственный заказ, имеют систему менеджмента качества продукции, подтвержденную соответствующим сертификатом. В России только 40% предприятий ОПК имеют систему менеджмента качества, подтвержденную сертификатом соответствия. В целом, в России количество организаций, имеющих сертификат соответствия международному стандарту ИСО 9001 — свыше 11 тыс., равно Венгрии и значительно ниже развитых стран, а Китай имеет 211000 таких сертификатов.
- Несоответствие нормативно-технической базы современным требованиям.
Действующий фонд стандартов был в основном разработан 20-25 лет назад и не соответствует новым экономическим и техническим условиям производства. Обновляемость 4% при необходимом 10%. Службы стандартизации на многих предприятиях ликвидированы или существенно сокращены.
- Низкая эффективность контроля качества выпускаемой продукции и входного контроля комплектующих со стороны ОТК предприятий, вызванная снижением квалификации и оттоком кадров контрольного звена, отсутствием прогрессивных методов организации контроля.
- Дефицит квалифицированных рабочих, ИТР, специалистов по управлению качеством. Отсутствие эффективно действующей системы
обязательной непрерывной многоуровневой подготовки и повышения квалификации специалистов.
Разрушена система профессионально-технического обучения.
Отдельная проблема — необходимость решительных мер по преодолению технологического отставания как решающего условия преодоления экономического кризиса, успешной работы в послекризисное время. Это решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики страны в целом.
Вследствие четырехкратного сокращения производственных инвестиций степень их износа достигла в прошлом году 46,3%. При этом коэффициент обновления составил 3,4%, предопределяя нарастающее технологическое отставание российской экономики. Средний возраст оборудования превысил 20 лет, что вдвое больше, чем в развитых странах.
В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то к настоящему времени она снизилась ниже 10% (в развитых странах эта" доля превышает 70%). Интенсивность инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности упала до 1%, а уровень инновационности продукции снизился до 10%.
Самые серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста. С началом реформ научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в начале реформ сократился на порядок, снизившись втрое по отношению к ВВП. Это повлекло резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. При этом наибольшему разрушению подверглась прикладная наука, ставшая жертвой приватизации, уничтожившей большую часть отраслевых НИИ и КБ. В результате корпоративный сектор остался без науки. В развитых странах корпоративными промышленными структурами выполняются 2/3 НИОКР в то время, как в России всего 6%.
Вместе с тем, финансовые возможности предприятий, несущих основную нагрузку поддержания инвестиционной активности в экономике, весьма ограничены. Объем амортизационных отчислений, являющихся главным источником финансирования инвестиций, составляет 2,2% к объему основных фондов (в 1990г.-14%) при необходимости их обновления наполовину. Как отмечается в прессе, «ежегодный износ фондов в промышленности составляет 5-7%, а их восстановление — 1-1,5%. При этом соотношение амортизационных отчислений и первичной стоимости основных фондов снизилось с 21% до 3,2%. Соответственно доля амортизации в общем объеме инвестиций снизилась в производственной сфере с 50% до 26,2%, а в экономике в целом — до 19%. Фактически имеется постоянный дисбаланс в пропорции примерно 3:1 и при сохранении в дальнейшем такой тенденции неизбежна полная изношенность всех основных фондов. За последние годы в общей возрастной структуре основных фондов резко возросла доля оборудования со сроком службы свыше 20 лет — с 23,1% в 1995 году до 48,2% в 2003 году, а коэффициент обновления основных фондов в промышленности снизился с 6,9% в 1990 г. до 1,8% в 2003 г.». И хотя к 2006 году коэффициент обновления основных фондов обрабатывающих производств поднялся до 5,9%, этого для их модернизации и расширенного воспроизводства в сложившихся условиях явно недостаточно. Невелики и возможности финансирования инвестиций за счет прибыли: треть предприятий обрабатывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства являются хронически убыточными.
Вот небольшой пример по передовой отрасли — информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Доля России на мировом рынке ИКТ составляет 0,2%, что в 25 раз меньше Китая и в 15 раз меньше Индии. Не удивительно, что вклад ИКТ в экономический рост в России втрое ниже развитых стран и уступает даже Таиланду.
|