Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг – система официальных взглядов на:
- роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;
- цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;
- основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.
1. Общие положения
1.1. Понятие качества продукции и услуг
Для целей настоящей Концепции взято определение качества продукции, услуги (далее продукции), данное Международной организацией по стандартизации (ИСО): степень, с которой совокупность характеристик продукции обеспечивает потребность или ожидания, установленные, обычно предполагаемые или являющиеся обязательными.
1.2. Качество продукции и спрос
Продукция одного назначения может пользоваться спросом при разных уровнях качества, что связано со степенью платежеспособности ее потребителей. Группа населения с низкой платежеспособностью потребляет в основном дешевую продукцию, как правило, невысокого уровня; немногочисленная прослойка покупателей среднего класса потребляет преимущественно среднюю по цене и уровню качества продукцию; небольшая группа очень богатых людей приобретает дорогую продукцию высшего качества.
Результатом наблюдающегося оживления в экономике страны становится увеличение платежеспособности населения, а следовательно, и спроса на более качественную продукцию.
1.3. Качество и конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обусловливающей возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.
Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.
Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в ХХI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество.
1.4. Качество продукции и ее безопасность
Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные рычаги.
2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и направлена на реализацию национальных интересов России, которые определены Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).
Качество продукции и услуг является одним из важнейших факторов реализации национальных интересов в следующих сферах деятельности государства:
- экономической,
- социальной,
- военной,
- международной,
- информационной,
- экологической.
2.1. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в сфере экономики
Обеспечение устойчивого развития экономики является ключевой задачей в реализации национальных интересов во всех сферах деятельности государства.
В начале и середине 90-х годов национальная угроза в сфере экономики была обусловлена существенным сокращением производства внутреннего валового продукта, приведшим к кризисным явлениям. Спад производства в значительной мере явился следствием, с одной стороны, интервенции иностранных товаров, и с другой – низкого качества и слабой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, падения платежеспособности населения, структурной деформации экономики в сторону сырьевых отраслей.
Целью настоящей Концепции в экономической сфере является подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.
В период выхода из кризиса внимание в первую очередь должно быть сосредоточено на:
- подъеме качества и конкурентоспособности продукции в тех секторах экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом, используя для этих целей различные меры государственной и региональной поддержки;
- интенсификации процесса импортозамещения за счет повышения качества отечественной продукции;
- максимальном использовании сложившегося в настоящее время сравнительно низкого уровня оплаты труда, а значит, меньших издержек на производство, дающих преимущество в конкурентной борьбе за счет возможности устанавливать более низкую цену на отечественную продукцию по сравнению с ценами на импортируемые товары;
- наращивании производственного потенциала предприятий, создании прогрессивных технологий и новых видов высококачественной продукции с тем, чтобы по мере развития отечественного рынка и интеграции в мировую экономику расширять долю российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
В стратегической перспективе, когда российский рынок будет интегрирован в глобальный, должно устойчиво обеспечиваться конкурентоспособное качество российских товаров.
2.2. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в социальной сфере
Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.
Качество способствует также формированию духовных ценностей, воспитывая чувство профессиональной гордости и патриотизма.
Уровень качества продукции должен соответствовать структуре спроса населения с учетом платежеспособности разных его групп, демографических (в том числе, половозрастных) и других особенностей. Динамика повышения качества продукции должна соответствовать динамике спроса, который в настоящее время имеет тенденцию к росту.
Безусловно, должна обеспечиваться необходимая безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества людей.
2.3. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в военной сфере
Высокие качество, технический уровень и надежность военной техники и вооружений являются важным фактором обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращения военной агрессии против России и ее союзников, создания условий для мирного, демократического развития общества.
Уровень качества отечественных сырья, материалов, изделий и элементной базы, используемых для производства и функционирования военной техники и вооружений, должен полностью обеспечивать потребности военной промышленности и армии, а также гарантировать при удовлетворении этих потребностей независимость от зарубежных поставщиков.
2.4. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в международной сфере
Качество продукции и услуг, обеспечивающее высокий уровень научно-технического и промышленного развития страны, ее экономическую и военную независимость, способствует упрочению позиций России как великой державы, одного из влиятельных центров многополярного мира в установлении равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями.
Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:
- закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;
- восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;
- ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;
- расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках;
- расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.
2.5. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в информационной сфере
Качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации. С этой целью необходимо обеспечивать высокое качество средств информатизации, телекоммуникаций и связи, микроэлектронной и компьютерной техники.
2.6. Качество продукции и услуг в реализации национальных интересов России в экологической сфере
Экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом.
Безусловно, должны обеспечиваться обязательные экологические требования к продукции. При проектировании новой продукции должны разрабатываться экологические параметры безопасности ее производства (при этом следует широко применять безотходные технологии) и способы утилизации.
3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг
Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг формируются на базе принципов, определяющих необходимость:
- осознания широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из национальных интересов России. Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей;
- овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исходя из того, что менеджмент качества является специальной отраслью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности;
- создания общих правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих предприятиям и организациям возможность успешно решать задачи в области качества;
- реформирования технического регулирования, сбалансированно обеспечивающего защиту потребителей от недоброкачественной продукции и свободное перемещение товаров.
Реализация перечисленных выше принципов нацелена на формирование общей культуры качества в стране и на повышение качества продукции и услуг во всех отраслях экономики.
Помимо этого, политика в области качества предусматривает специальные государственные меры и меры регионального характера, направленные на подъем качества и обеспечение конкурентоспособности продукции в секторах экономики, являющихся приоритетными для реализации как общенациональных интересов России, так и интересов ее регионов.
3.1. Пропаганда идей и стимулирование качества продукции и услуг
Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды и всей системы воспитания, начиная со школьной скамьи.
В пропаганде и разъяснении этой идеи должны участвовать все центральные и региональные, государственные, муниципальные, общественные и частные средства массовой информации.
С целью популяризации идей качества и поднятия имиджа отечественной продукции необходимо развивать ежегодный конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Необходима также поддержка конкурсов на соискание региональных и отраслевых премий по качеству, премий общественных организаций и союзов, конкурсов лучших товаров и иных движений, направленных на воспитание культуры качества.
3.2. Широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества
Как показал отечественный и мировой опыт, применение систем качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающими требованиям законодательства.
Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, является залогом устойчивого положения предприятий на рынке. Учет отраслевой специфики систем качества, отражаемой в стандартах НАССР, GMP и других, позволит повысить эффективность управления производственными процессами, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом необходимо максимально использовать достижения фундаментальной и прикладной науки, практический опыт, полученный в результате инновационной политики Российской Федерации и реализации планов социально-экономического развития страны и регионов.
Широкому внедрению систем качества должна способствовать разработка системы мер в образовательной и консультационной сферах деятельности, а также мер по стимулированию применения систем качества.
а) Политика в образовательной сфере
Внедрение эффективных систем качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.
Политика в этой области имеет целью формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров в области качества. В учебные программы школ, средних специальных и высших учебных заведений следует вводить дисциплины, связанные с вопросами качества. Необходимо готовить специалистов по организации и обеспечению производства качественной продукции, обучать работников всех отраслей основам менеджмента качества, содействовать подготовке и изданию специальной литературы, журналов и других изданий по данной тематике. Образовательные стандарты высшей школы должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящей Концепции.
Необходимо также осуществить комплекс мер по существенному улучшению качества трудовых ресурсов, повышению уровня их профессионально-технической подготовки в целях обеспечения потребностей народного хозяйства в высококвалифицированных кадрах. Должна быть разработана программа действий по повышению социального статуса ученых и инженерно-технических работников производственной сферы и профессорско-преподавательского состава учебных заведений, обеспечивающих перспективное развитие производства и повышение качества продукции и услуг.
б) Политика в области развития консультационной деятельности
Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем качества и в целях повышения эффективности этих систем необходимо развивать сеть квалифицированных консультационных организаций.
Государство и регионы должны создать режим наибольшего благоприятствования деятельности этих организаций. При формировании их сети следует использовать организации Госстандарта России, высшей школы, а также региональные отделения Академии проблем качества.
В целях стимулирования работ по внедрению систем качества на малых предприятиях государство и регионы должны изыскивать средства для компенсации части расходов этих предприятий на консультационные услуги в этой области.
в) Политика в области развития сертификации систем качества
Сертификация систем качества является объективным свидетельством их эффективного функционирования на предприятиях.
В связи с тем, что наличие сертификатов на системы качества, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, ISO TS 16949 (системы качества в автомобильной отрасли), стандартов НАССР, GMP (системы качества в фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой отраслях) и иных аналогичных стандартов, является существенным фактором конкурентоспособности, а в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов или допуске предприятий к тендерам, необходимо развивать деятельность по сертификации систем качества, обеспечивая высокий профессионализм ее участников и доверие к ее результатам, активно добиваться признания отечественных сертификатов за рубежом. Государство должно содействовать вхождению российских организаций и органов по сертификации в международные и региональные союзы и соглашения, а также аккредитации российских органов по сертификации и испытательных лабораторий за рубежом.
г) Политика поддержки внедрения систем качества при размещении федеральных заказов на поставку продукции для государственных нужд
В соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», при создании и поддержании государственных резервов Российской Федерации, поддержании необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, обеспечении экспортных поставок продукции для выполнения ее международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств, реализации федеральных целевых программ государство заинтересовано в безусловном соблюдении требований к качеству продукции, поставляемой по государственным контрактам. В этих целях заказы на поставку продукции по таким контрактам необходимо размещать на предприятиях, в организациях и учреждениях, которые имеют системы качества, сертифицированные соответствующими российскими органами. В условия проведения торгов, конкурсов, аукционов по размещению заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд должно быть введено требование о допуске к ним только тех предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества.
д) Политика поддержки внедрения систем качества при размещении заказов на поставку продукции для региональных нужд
Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в правилах поставок продукции для региональных нужд порядок, при котором заказы размещаются преимущественно на предприятиях, в организациях и учреждениях, имеющих системы качества, сертифицированные соответствующими российскими органами.
3.3. Политика в области технического регулирования
Система технического регулирования в России должна базироваться на выработке и реализации мер по государственному регулированию и саморегулированию движения товаров на рыночном пространстве в части установления требований к ним и оценки их соответствия. Она должна быть гармонизирована с международной практикой, нормами и правилами Всемирной Торговой Организации.
Должны быть разделены организационно и по категориям документов:
- нормирование и подтверждение соответствия обязательных требований к продукции в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ФЗ «О техническом регулировании);
- нормирование требований к продукции, работам и услугам, которые применяются на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг.
Должен быть соблюден баланс между разными механизмами защиты потребительского рынка от продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, основными критериями которого должны быть отсутствие недопустимого риска и экономическая целесообразность.
В целях достижения большей свободы перемещения товаров при обеспечении соблюдения требований технических регламентов следует развивать альтернативные механизмы, такие как стандартизация, добровольная сертификация, внедрение систем качества и другие меры, повышающие доверие к изготовителям и производимой ими продукции.
а) Политика в области стандартизации
Деятельность федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации должна быть направлена на повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции, работ, услуг и объектов, обеспечение научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов и данных, а также взаимозаменяемости продукции. (ФЗ «О техническом регулировании»)
Должно быть обеспечено соблюдение международных соглашений и договоров, в том числе в рамках СНГ, содействие интеграции российской экономики в мировую. Одним из основных направлений стандартизации должна стать гармонизация отечественных стандартов с международными, а также признаваемыми в мире региональными стандартами и стандартами других стран. При разработке национальных стандартов в качестве основы по возможности необходимо использование международных стандартов. (ФЗ «О техническом регулировании»)
Вместе с тем, необходимо обеспечить активное участие России в разработке международных стандартов, представляющих наибольший интерес для ее экономики. Деятельность по международной стандартизации должна быть направлена на закрепление на мировом рынке (путем внесения соответствующих норм в международные стандарты) передовых отечественных разработок и технологий, а также тех стандартов, которые разрабатываются или широко применяются в России.
б) Политика в области метрологии
Эталонная база России, система передачи размера единиц, инфраструктура и технические средства Государственной метрологической службы должны удовлетворять потребности предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, в том числе оборонной, а также сферы социальной жизни страны в обеспечении единства измерений.
Дальнейшее развитие и совершенствование Государственной системы обеспечения единства измерений должно быть направлено на обеспечение достоверности и требуемой точности измерений (контроля, испытаний) качества продукции и услуг.
Государственный метрологический контроль и надзор должны обеспечить производство и поставку технически совершенных и метрологически обеспеченных измерительных приборов и оборудования.
в) Политика в области защиты рынка от продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов
Формирование механизма защиты рынка от продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов базируется на следующих основных положениях.
Неотвратимость наступления ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за выпуск продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, или организации, по вине которой произошла порча продукции.
При этом должны быть защищены права потребителя, приобретшего несоответствующую требованиям продукцию.
Должны быть организованы действенная скоординированная система государственного и общественного контроля (надзора) на рынке, позволяющая своевременно выявлять продукцию, несоответствующую обязательным требованиям, и пресекать ее реализацию, а также эффективная система взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов. Должна действовать оперативная, лишенная бюрократизма процедура рассмотрения жалоб потребителей.
Четкая реализация принципа неотвратимости ответственности изготовителя за выпуск продукции, несоответствующей обязательным требованиям, и передачи этой ответственности организации, виновной в порче продукции, будет постоянно побуждать все организации, стоящие в цепочке изготовитель – продавец – потребитель, устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками, требовать доказательств соответствияпродукции обязательным требованиям и обеспечивать ее сохраняемость для передачи на следующий этап.
Предотвращение попадания на рынок продукции, несоответствующей обязательным требованиям.
Методом предотвращения попадания на рынок продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, является обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов на дорыночной стадии с маркированием знаком обращения на рынке. Обязательное подтверждение соответствия реализуется через обязательную сертификацию и декларирование соответствия, вводится законодательно и является формой государственного регулирования. Область и способы обязательного подтверждения соответствия должны поэтапно сближаться с принятыми в международной практике и отвечать требованиям Всемирной Торговой Организации. В стране также должна быть создана единая система аккредитации органов по подтверждению соответствия, обеспечивающая объективность и компетентность их деятельности
Реализация этого принципа направлена на снижение риска попадания на рынок продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов. Это особенно важно по отношению к продукции, контроль которой требует больших затрат времени и средств, а также в тех случаях, когда несоответствие может обнаружиться только в процессе эксплуатации.
Разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить продукцию, соответствующую обязательным требованиям технических регламентов (не допускать порчи продукции).
Реализация принципа направлена на предотвращение попадания на рынок, несоответствующей обязательным требованиям продукции и порчи продукции при ее обращении (эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации). (ФЗ «О техническом регулировании».
Одной из эффективных форм реализации принципа может быть применение на предприятиях, производящих, эксплуатирующих, хранящих, транспортирующих, реализующих и утилизирующих продукцию, эффективных систем качества.
Государственный контроль (надзор) на рынке за соответствием продукции требованиям технических регламентов
г) Политика в области стимулирования повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг на рынке
Методами повышения качества продукции и услуг на рынке является:
- добровольное подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации, проводимое по желанию заявителей (изготовителей, продавцов) и являющееся рыночным механизмом. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров (ФЗ «О техническом регулировании);
- стандартизация, обеспечивающая как повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятия, так и качества всей российской продукции и услуг в рамках национальных стандартов России;
- внедрение систем качества.
Государство должно поддерживать возникновение и функционирование негосударственных объединений для контроля качества продукции и услуг на рынке.
3.4. Политика в области развития информационной инфраструктуры и информационных услуг
В целях решения проблем качества при реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в части развития информационной инфраструктуры и информационных услуг должны быть обеспечены:
- формирование баз данных о законодательных и иных нормативных требованиях к качеству продукции и услуг в стране и за рубежом;
- доступ к этим базам данных отечественным предприятиям и организациям (на коммерческой или некоммерческой основе);
- развитие современных информационных технологий (включая технологии GALS), обеспечивающих возможность применения компьютерных методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и передачи документации, формирования и передачи информационных ресурсов.
3.5. Политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации предполагает определение секторов экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом.
Учитывая неблагоприятные стартовые условия на многих предприятиях, предполагается осуществить меры государственной поддержки для развития этих секторов, используя механизмы инвестирования, кредитования, разумного квотирования импорта, бюджетного финансирования через федеральные целевые программы, инновационный и иные механизмы.
Политика учета факторов качества заключается в том, что при выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться способностью этого предприятия или организации обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов России.
Предприятия, в свою очередь, должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательств реальности собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции, рассчитанных на те сроки, в течение которых действуют специальные меры.
Федеральные целевые программы должны содержать четкие задания по обеспечению необходимого уровня качества продукции и услуг, по стандартизации, метрологическому и иному ресурсному обеспечению, а также по созданию на предприятиях эффективных систем качества и, при необходимости, по сертификации продукции, услуг и систем качества.
4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг
4.1. Национальная политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития отечественного рынка, а также динамики интеграции российской экономики в мировую и российского рынка в глобальный.
Исходя из этого разрабатываются планы первоочередных мероприятий по реализации политики и задачи стратегического характера.
4.2. При Правительстве Российской Федерации создается Координационный совет по реализации Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.
Координационный совет осуществляет мониторинг плана работ по реализации Концепции, определяет задачи стратегического характера в области качества, готовит ежегодный доклад Президенту и Правительству Российской Федерации о состоянии дел в области качества в стране и о ходе реализации национальной политики России в области качества продукции и услуг.
4.3. В федеральных округах и регионах России государство должно поддерживать формирование политики в области качества продукции и услуг, вытекающей из настоящей Концепции, и разработку программ по ее реализации.
Целесообразно, чтобы региональные программы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предусматривали в числе других меры региональной поддержки предприятий и организаций, производящих приоритетную для государства, отраслей и регионов продукцию.
4.4. Каждый федеральный орган исполнительной власти должен формулировать свои задачи и стратегию действий, вытекающие из Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг и направленные на ее реализацию, а также вносить соответствующие дополнения и изменения в документы, определяющие функции органа.
|