|
Основные положения Концепции развития здравоохранения России до 2020 года
Стратегическая цель — повышение здоровья населения до уровня лучших мировых показателей, управляемых системой здравоохранения и приведения её в соответствие с Конституцией РФ.
Метод — повышение качества и доступности медицинской помощи всему населению России.
Структура — сохранение и укрепление традиционной стройной российской структуры здравоохранения, основанной на этапности оказания медицинской помощи. Расчет потребности и организация сети межтерриториальных амбулаторно-поликлинических диагностико-лечебных центров и отделений, учитывающих одновременно необходимость приближения медицинской помощи к населению. Совершенствование выездных форм медицинской помощи, особенно для труднодоступных территорий. Восстановление и укрепление промышленной медицины на государственных и частных предприятиях, включая медико-санитарные части, врачебные и фельдшерские здравпункты. Возможность введения системы врачей общей практики, обслуживающих одновременно и взрослых и детей, в сельских и в отдаленных регионах, при невозможности создания полноценного педиатрического участка и при условии общего числа детей до 400 и взрослого населения до 1000 у одного врача общей практики. Введение в поликлиниках новой номенклатуры: «участковый терапевт широкого профиля» и «участковый педиатр широкого профиля» — участковых врачей, которые прошли одновременно подготовку по смежным специальностям (невропатология, отоларингология, аллергология, нефрология и пр.), при сохранении и укреплении в поликлиниках института узких специалистов. Участковый врач является основным лечащим врачом, проводит профилактическую, диагностическую и лечебную работу с прикрепленным контингентом, при необходимости направляет больных к узким специалистам, в диагностические центры или больницы и аккумулирует в в амбулаторной карте больного все исследования и лечебные процедуры, где бы они не производились. Участковый врач не несет ответственности за пациентов, которые не выполняют назначения, отказываются от профилактических осмотров, занимаются самолечение и не посещают поликлинику.
По мере укрепления поликлинической сети и внедрения в них полноценных стационаро-замещающих технологий, постепенное уменьшение числа коек в стационарах. В сельских регионах, при снижении численности населения и не рентабельности сельских больниц, перевод части из них в социальную сферу, при условии организации полноценного медицинского обеспечения оставшимся жителям деревень и сел. В России сохраняется система ведомственных лечебных учреждений, подчиненных по профессиональной линии Минздравсоцразвитию РФ. При переводе их в частную форму собственности следует не ухудшать медицинское обслуживание сотрудников самой отрасли и жители городов и поселков, где эти медицинские учреждения являются основнымим в оказании всей медицинской помощи или отдельных её компонентов. Проведение дискуссий и пилотных проектов по возможности введения в систему здравоохранения автономных организаций и определение роли частно-государственного партнерства в структуре здравоохранения.
Управление – воссоздание единой национальной системы управления здравоохранением, с вертикалью профессионального управления от Минздравсоцразвития РФ до фельдшерского пункта. Отбор и подготовка кадров управлением здравоохранением. Введение системы согласования назначения на руководящие должности, начиная от руководителя департамента здравоохранения региона ( министра) до главного врача сельской больницы, с вышестоящим органом управления здравоохранением. Разработка медицинских, статистических, управленческих, аналитических и др. информационных блоков для создания единой медицинская информационная системы управления здравоохранением России. Повышение роли гражданского общества в управлении здравоохранением.
Кадры. Ликвидация кадрового дефицита путем повышения материальной и моральной привлекательности профессии и социальной защищенности, опережающего повышения заработной платы, всем медицинским работникам и прежде всего специалистам, определяющим смертность, заболеваемость и инвалидность. Привязка оплаты труда к качеству оказания медицинской помощи и внедрения системы контроля качества лечения. Первостепенное повышение заработной платы узким специалистам поликлиник , цеховым врачам и врачам школьно-дошкольных учреждений. До введения повсеместно контрактной системы обучения, восстановление системы распределения выпускников, обучающихся за государственный счет, после окончания медицинских учебных заведений. Пересмотр системы базового врачебного образования, с акцентом на приобретение практических навыков и возможности работать после окончания вуза участковым терапевтом и участковым педиатром широкого профиля. Подготовка медицинских кадров в зависимости от потребности системы здравоохранения. Введения стройной системы постоянного последипломного образования. Усиления жесткого контроля за подготовкой кадров в частных медицинских учебных заведений. Пересмотр системы лицензирования лечебно-профилактических учреждений, приведя их к реальному состоянию дела и не ухудшающих обслуживание населения. Пересмотр системы сертификации и оплаты сертификационных циклов.
Материально-техническая база. Разработка и реализация четкой программы повсеместного перевооружения лечебно-профилактических учреждений, в соответствии с пересмотренным табелем оснащения. Разработка стандартов состояния помещений лечебно-диагностических медицинских учреждений страны и выделения средств на приведение их к утвержденным стандартам и на текущий и капитальный ремонт. Решение вопроса обеспечения сельских регионов, скорой и неотложной помощи автотранспортом. Воссоздание конкурентно способной отечественной фарминдустрии и медицинской промышленности. Заморозить по возможности поставки импортного оборудования, до пересмотра договоренности с инофирмами о новых ценовых условиях. Государству на конкурсной основе уменьшить число иностранных фирм производящих однотипное, особенно дорогостоящее, оборудование. Условиями работы инофирм в России должно быть создание непосредственно во всех регионах страны в «шаговой» доступности пунктов сервисного обслуживания и ремонта аппаратуры и оборудования и включения в контракт снабжение расходными материалами оборудования и аппаратуры сроком минимум на 5 лет. Расширение частно-государственного партнерства в фарминдустрии и медицинской промышленности.
Финансирование. Принцип — государственно-страховой. Программа государственных гарантий реализует положение 41 статьи Конституции РФ о бесплатном лечении в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Ответственность государства в выравнивании финансирования регионального и муниципального здравоохранения, вне зависимости от объема собираемых налогов и средств, аккумулированных системой обязательного медицинского страхования (ОМС), позволяющей обеспечить гарантии оказания бесплатной медицинской помощи с оплатой лечения по полному тарифу в соответствии с разработанными взвешенными стандартами. Деньги, в объеме утвержденных государственных тарифов, идут за больным, вне зависимости от того, где лечится больной.
Одним из основных направлений совершенствования финансирования Программы государственных гарантий является преимущественно страховой принцип оплаты медицинских услуг учреждениям здравоохранения (через систему ОМС), предусматривающих близкие к единым по стране утвержденным тарифам, одновременно учитывающих региональные особенности, при постепенном увеличении тарифов в два раза к 2012 году. Доведение повсеместно подушевого норматива к 2011 году до 10 тыс. и увеличение доли здравоохранения в ВВП с 3.6% до 6% к 2011 году и дальнейшее повышение его до 8% к 2015 году. Расширение добровольного корпоративного медицинского страхования (ДМС) на частных предприятиях. Упразднение неравенства в оказании специализированной и высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи на муниципальном уровне и возвращение к приближению специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи к населению, учитывая географические особенности территорий. Пересмотр списка заболеваний, относящихся к высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи, включив в них тяжелые острые неотложные заболевания (разлитой перитонит, тяжелые сочетанные и изолированные повреждения, в том числе и черепно-мозговой травмы и пр.). Расширение полномочий руководителей лечебно-профилактических учреждений в использовании заработанных учреждением и выделенных средств. Учитывая накопленный негативный опыт пересмотр системы работы котировочных и тендерных комиссий. Запретить оплату медицинских услуг пациентами, находящимися на лечении в стационарах и в поликлиниках системы государственных и муниципальных ЛПУ, при условии полного финансирования ЛПУ за пролеченных больных и поддержания материально-технической базы учреждений, позволяющего проводит качественное лечение.
С целью поддержания финансирования государственных и муниципальных медицинских учреждений разрешить оплату пациентами в больницах и НИИ только повышенных и более комфортных условий пребывания, по разработанным государственным тарифам, на койках составляющих не более 10% общего числа коек в лечебно-профилактических государственных и муниципальных лечебных учреждениях, а также по желанию пациентов использовать мощности простаивающего диагностического оборудования стационаров, поликлиник и диагностических центров во внерабочее время на платной основе при амбулаторном обслуживании больных.
Лекарственное обеспечение. Усилить контроль за качеством лекарственных препаратов, используемых в стационарах и аптечной сети и пересмотреть вопрос ценообразования лекарств и соответствия цены на лекарства прожиточному минимуму. Рассмотреть вопрос об обеспечении лекарственными препаратами бедных слоев населения, которые не являются льготниками. Удовлетворить потребность стационаров в лекарственных средствах и искоренить случаи покупки лекарственных препаратов и растворов, входящих в утвержденные Минздравсоцразвитием РФ списки, находящимися в стационарах больными. Перейти к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами беременных и детей до 12 летнего возраста. Обратить внимание на разработку лекарств для детей. Полностью устранить негативные примеры в системе дополнительного лекарственного обеспечения граждан (ДЛО). Пересмотреть систему разделения льготников на федеральных и региональных.
Профилактика
Приоритеты. Патология занимающая ведущее место в структуре смертности, заболеваемости и инвалидности: инфаркт, инсульт, тяжелые сочетанные и изолированные повреждения, в том числе и мозга, отравления, онкологические заболевания, заболевания периода новорожденности, которые требуют специальных программ, преимущественного финансового, материально - технического и кадрового обеспечения. Обратить особое внимание на улучшения здравоохранения в малых городах, малочисленным народам Севера, на здоровье детей и подростков, дальнейшего совершенствования и развития скорой, неотложной помощи и санитарной авиации, приоритетной подготовки анестезиологов, реаниматологов, включая токсикологию, нейрохирургов, нейрореабилитологов, травматологов, неонатологов, рентгенологов в зависимости от потребности страны. Важным является создание национальных программ профилактики, ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний, туберкулеза, ВИЧ-ифекции.
Приоритетной задачей является, в связи с необходимостью улучшения здоровья россиян и оптимизации демографической ситуации в стране, усиленное развитие профилактического и реабилитационного направлений. Необходимо разработать правовой и экономический механизм, побуждающий органы управления здравоохранением и медицинские учреждения принимать эффективные меры по развитию профилактического и реабилитационного направлений. Необходимо разработать систему оценки эффективности профилактической деятельности органов управления и учреждений здравоохранения и мер по укреплению здоровья в привязке к стимулированию за эту деятельность. Внедрить систему вакцинопрофилактики соответствующей мировым стандартам. Важным является разработка долгосрочных и краткосрочных целевых программ и полноценное санитарное просвещение с соответствующим финансированием (профилактика травматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и табакокурения, профессиональных заболеваний, абортов, репродуктивной патологии, социально-опасных заболеваний). Воссоздание санитарно-эпидемиологического контроля на муниципальном уровне и контроля за экологическим благополучием населения.
Развитие науки. Расширение фундаментальных и прикладных исследований. Обратить особое внимание на разработку новых эффективных подходов прежде всего к профилактике, диагностике, лечению и реабилитации управляемых заболеваний, занимающих ведущие позиции в структуре смертности, заболеваемости и инвалидности. Основные положения стандартов и рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации должны быть научно обоснованными, доказавших свою эффективность, едиными и обязательными для всей страны, и утвержденными Минздравсоцразвитием РФ. Обязанность органов управления здравоохранением всех уровней внедрять в практическую работу утвержденные Минздорвсоцразвитием РФ стандарты и рекомендации.
В России имеется высокий научный потенциал, представленный вузовской наукой, научными центрами, институтами, российской академией медицинских наук (РАМН). Необходимо ликвидировать дублирование координации научными исследованиями в стране между подразделениями Минздравсоцразвития РФ и РАМН, укрепить РАМН, возложить на РАМН функцию координацию научных исследований в стране и научное сопровождение основных государственных программ, касающихся здоровья населения страны.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции должно идти опережающими темпами.
|
|
Просмотров: 15339 | Комментарии: 1 | |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
Статистика |
|
|