Цель круглого стола: сформулировать консолидированные предложения участников круглого стола, определяющие подходы к формированию системы обеспечения качества образования, разработки региональных систем оценки качества образования на всех уровнях развития системы образования.
В работе круглого стола приняли участие 60 представители вузов, системы среднего и начального профессионального образования, органов управления образованием, общественности и бизнес-сообществ.
Возглавили проведение круглого стола:
В последние годы отмечается возросший интерес со стороны государства и общества к вопросам, связанным с качеством образования, созданием благоприятных условий для полноценного развития детей и молодежи, формирования непрерывной системы образования в течение всей жизни. В Российской Федерации и Республике Татарстан накоплен определенный опыт в данной сфере. По окончании работы круглого стола «Качество образования» были подведены общие итоги и принята следующая резолюция:
- Ректорам (директорам) и научно-педагогическом работникам образовательных учреждений обратить особое внимание на необходимость достижения принципиально нового уровня качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров), способных эффективно работать в современных социально-экономических и технологических условиях интенсивной международной интеграции и кооперации, формирования глобального информационного общества, становления инновационной экономики и обеспечения ее устойчивого развития.
- В современных условиях качество образования должно рассматриваться как важнейшее составляющее национальной системы образования, определяющей развитие и реализацию творческого потенциала обучающихся; обеспечение нового уровня их интеллектуальной и духовной культуры; создание внутренней потребности личности к самореализации и самообразованию, формирование способности к адаптации в новых социально-экономических и технологических условиях инновационной экономики.
- Система качества должна быть основой для системы управления образовательным учреждением, а ее разработка, внедрение и постоянное совершенствование следует рассматривать как приоритетное направление стратегического развития образовательных учреждений. Вопросы обеспечения качества должны рассматриваться и решаться всем коллективом образовательного учреждения при лидерстве (ректора, директора) с привлечением работодателей общественно-профессионального образования.
- С целью повышения качества образования признать перспективным развитие стратегического партнерства между образовательными учреждениями на международном и национальном уровне
- В условиях международной интеграции и формирования единого европейского образовательного пространства признать перспективной тенденцией развитие общественно-профессиональной экспертизы качества образования и использование ее результатов в процедурах государственной программной и институциональной аккредитации.
- Представляется необходимым развитие образовательных программ в вузах на основе учета потребностей российского и международного рынков труда, исходя из требований работодателей в процессе разработки критериев гарантий качества образования.
- Рекомендовать Всероссийской организации качества (ВОК) активизировать деятельность в области распространения информации, опыта и лучших практик обеспечения качества образования в вузах, в том числе путем публикаций в ведущих российских периодических изданиях: журнале «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества» и др.
- В связи с широким внедрением в образовательную деятельность информационно-коммуникационных технологий и технологий электронного обучения (e-learning) образовательным учреждениям необходимо обеспечить качество как электронного контента, так и учебного процесса в целом, а органам управления образованием - внести соответствующие коррективы в систему показателей лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
- Рекомендовать ВОК и Академии проблем качества (АПК) подготовить и внести на рассмотрение Министерства образования и науки РФ программу обеспечения непрерывности обучения специалистов в области стандартизации, сертификации и управления качеством.
- Рекомендовать образовательным учреждениям при проведении научно-исследовательской работы и учебного процесса использовать научную и учебно- методическую литературу библиотеки Всероссийской организации качества.
- Организовать семинар-совещание с заведующими кафедрами в области управления качеством, стандартизации и сертификации вузов России.
- .Выразить благодарность Всероссийской организации качества, Министерству образования и науки, департаменту по надзору и контролю в сфере образования Республики Татарстан за высокий уровень организации работы круглого стола «Качество образования».
|